rispost

Современные тенденции: эмо против хип-хопа

января 27th, 2009

Мы привыкли оценивать музыкальный процесс по критериям рока. И когда говорим о каких-то ярких открытиях, то автоматически подразумеваем появление мощной рок-фигуры, сравнимой по таланту, харизме и потенциалу с Борисом Гребенщиковым, Константином Кинчевым, Юрием Шевчуком и Вячеславом Бутусовым. А таковых не наблюдается уже лет 10 – со времен прорыва Земфиры. На этом основании делается ошибочный вывод о том, что все у нас в музыке тухло, и после ухода со сцены культовых музыкантов у них не будет достойной смены. Но это утверждение основано на фатальной ошибке.Эмо


Два года назад молодежь захлестнула мода на стиль «ЭМО». Улицы мегаполисов и переходы метро как-то мгновенно заполонились щуплыми черно-розовыми созданиями неопределенного пола, облаченными в узкие джинсы ниже талии, аляповатые кеды и смешные ободки цвета утренней зари. Для кого-то это было бессознательной данью моде и пустым подражанием своим сверстникам. Но кто-то не на шутку увлекся эмо-кором, ставя во главу угла гипертрофированные эмоции, беспросветный пессимизм и готовность впасть в истерику по любому незначительному поводу. Невероятную популярность обрела группа немецких подростков Tokio Hotel, приезд которых в Москву вызвал невиданный ажиотаж.

В России тут же на гребень волны вынесло ряд групп схожей тематики: «Оригами», Z.I.M.A. и т д. Под концепцию эмо вполне подошли и новоявленные альтернативщики: [AMATORY], Jane Air, «Психея», Animal Jazz. Группы же, играющие более традиционный русский рок, начали спешно рядиться в эмо-одеяния. Яркий пример – Мара, которая раньше играла рокапопс, но с легкой руки какой-то журналистки вдруг возымела титул «готической эмо-принцессы».

Однако путь ЭМО фактически оказался тупиковым, и модная волна очень быстро схлынула. У групп, исповедующих этот жанр, начала резко падать популярность. Этому можно найти ряд причин – как музыкальных, так и ментальных. В музыкальном отношении стиль ЭМО не дает особых стимулов к развитию. Рваные гитары, истошный вокал и нескончаемые жалобы на «судьбу-злодейку и жизнь-копейку» - вот такой нехитрый арсенал может предложить любой музыкант, причисляющий себя к эмо-боям. Послушать один-два альбома в таком ключе – еще куда ни шло, но 5-7 одинаковых дисков кряду – это уже форменное издевательство. Чужд ЭМО и российскому менталитету. Даже в наших самых забубенных народных песнях печаль всегда была светлой, а надежда неизбежной…

В противовес стремительному угасанию ЭМО уверенно набирает обороты русский рэп. Десять лет назад первый широко раскрученный молодежный русский рэппер Децл считался всеобщим посмешищем. Здесь свою роль сыграл и совсем уж нежный возраст амбициозного мальчугана с дредами, и высокая должность его отца – известного продюсера Александра Толмацкого. Негатив по отношению к рэпперу был столь сильным, что, по его собственному признанию, в один прекрасный день Децл «не выдержал – и слился». Он даже хотел сменить псевдоним на Le Truck, но ему это так и не удалось. Сейчас Дэцл – весьма уважаемый в рэпперской тусовке музыкант, но его популярность все же – сугубо локальная. Своеобразным аналогом раннего Дэцла считается сегодня Тимати, который привлекает нездоровое внимание завистливых россиян своими понтами, выставляемым напоказ тачками и имитацией страстных романов с дивами шоу-бизнеса. Несмотря на то, что Тимати является одним из самых запрашиваемых персонажей российского Интернета, популярность его весьма сомнительна. К нему относятся точно так же, как к Ксюше Собчак: все ее ненавидят, но все ей очень интересуются.

Настоящим прорывом стала деятельность Noize MC, снискавшего первоначальную известность за счет участия в фильме «Розыгрыш». Массового слушателя Нойз привлекает полным отрицанием любых авторитетов, тотальным нигилизмом и способностью моментально сымпровизировать рифмованную речевку на любую тему. Теперь Noize MC – желанный гость на массовых рок-фестивалях. С ним дружат востребованные рок-музыканты – «Тараканы!», «НАИВ» и др. Ноиз очень тонко чувствует аудиторию и, в зависимости от ожиданий зала, может либо сыграть гранджевый концерт с разбиванием гитар в финале, либо продемонстрировать типично рэперский сет.

Семимильными шагами идет к всеобщей популярности питерский KREC. Еще год назад они собирали клуб «Апельсин», потом была одна из самых крупных клубных концертных площадок Москвы – «Roll Holl». Теперь ребята замахнулись на Лужники. На концерте, состоявшемся аккурат в Татьянин день, KREC собрал практически полный стадион, в отличие от того же мегараскрученного спортивного частушечника Сереги три года назад. На сцене чтецы смотрелись вполне органично – несмотря на то, что выступали они в сопровождении диджея, а не в сопровождении живых музыкантов.

Можно прогнозировать и дальнейший рост популярности рэпа в России. Ведь, в отличие от идейно чуждого нам ЭМО, рэп отлично приживается на российской почве и обрастает национальными реалиями (бурная деятельность гоп-хопера Сявы – яркий тому пример). Но гораздо важнее то, что, начиная с подражания западным образцам, наиболее талантливые рэпперы вырабатывают в итоге собственный стиль. Это касается и ростовской «Касты», опирающейся на ритмические находки поэта Серебряного века Андрея Белого, и столичного Дельфина, дарующего в своих последних альбомах причудливый коктейль из потрясающе красивых речитативов, «золотой психоделии», гитарного индастриэла и архаичной электроники a’la Kraftverk. К тому же, как выяснилось, рэповая форма идеально подходит для выражения традиционных ценностей – будь то православные тексты костромского арт-проекта «Комба Бакх» или витиеватые философские «телеги» поднаторевшего в самурайской философии Виса Виталиса.

Денис Ступников

www.km.ru

При наполнении сайта использована информация из открытых источников. Владелец сайта не несет ответственности за недостоверную и заведомо ложную информацию размещенную на страницах сайта. При использовании информации опубликованной на нашем сайте, ссылка обязательна.
Реклама на сайте: