«Сегодняночью»: «Мы наворовали песен для нового альбома»
декабря 24th, 2008
Питерские модники из группы «Сегодняночью», похоже, и сами смирились с довлеющей над ними аурой вечных неудачников. Первый их альбом «Кофе и Сигареты» провалился, несмотря на чудовищные финансовые вливания и прямо-таки агрессивный пиар, осуществленный великим и могучим Александром Кушниром. Следующие два диска лидер коллектива Никита Козлов выпустил скорее для себя, ибо больше о них никто особо не узнал. И вот в кои-то веки Козлов и его текстовик Николай Елисеев объединились вновь ради пропаганды нового альбома «Проституция». Сразу после релиза пластинки корреспондент портала Музыка KM.Ru поговорил с лидером группы Никитой Козловым. KM.Ru: Никита, привет. Давай нашу беседу начнем с обсуждения новой работы группы «Сегодняночью», вашего диска под названием «Проституция». Песни в альбоме выдержаны в стиле 70-х. В них присутствует некий налет ретро. В то же время раньше вы считались адептами модной гитарной волны. Что изменилось и почему произошло такое путешествие вглубь прошлого?
KM.Ru: Ваши песни органично легли под эти тяжелые аранжировки?
- Органично. Но многие песни были написаны прямо в этой студии.
KM.Ru: Спонтанно создавались?
- Ну да, были Колины тексты (Николай Елисеев, соавтор Козлова. – Прим. ред.). Мои-то песни я все дома набросал в виде демок. А песни с Колиными текстами возникали прямо во время записи.
KM.Ru: Такой спонтанный процесс творчества вы предпринимали впервые, или у вас уже был подобный опыт?
- Опыт был. Пара песен на прошлых пластинках была так записана. Да и идея «Проституции» состояла как раз именно в том, чтобы записать этот диск вживую и сразу. В общем, к тому и пришли: больше трех дублей не играли ни в одной песне. И поэтому все сделали быстро и, слава Богу, получился очень сильный по энергетике альбом.
KM.Ru: Участники группы «Сегодняночью» изначально позиционировались как примодненные, анемичные денди с налетом снобизма…
- А мне вообще изначально не нравилось такое наше позиционирование!
KM.Ru: То есть это не ваша идея была?
- Не наша. Это была идея Саши Кушнира, нашего первого пиарщика. Все инсинуации в сторону Дориана Грея мне всегда были не очень понятны, потому что, на самом деле, это не мы.
KM.Ru: И на альбоме «Проституция» вы - такие, какими хотели видеть себя изначально?
- Могу сказать, что сейчас пока что все правильно идет. И вообще мне кажется, что с первой пластинкой «Кофе и сигареты» слишком сильный был пиар.
KM.Ru: Перекормили?
- Да, мы чуть ли не навязывать уже себя начали, хотя этого совсем не стоило делать. Мне кажется, что это только оттолкнуло многих людей от нас. Хотя, в общем-то, первый блин всегда комом, поскольку нам априори было непонятно, что такое шоу-бизнес, Москва и как все там преподносят.
KM.Ru: Однако у вас были же и второй и третий альбом после этого.
- Эти альбомы вообще как-то ушли в никуда.
KM.Ru: Есть такое ощущение...
- Просто я уже не хотел ничего делать, и у нас были испорченные отношения с рекорд-лейблом. Так что второй альбом просто запоролся - за счет того, что ему не стали делать никакого пиара. Просто выпустили его, и он потерялся где-то на полках магазинов. А третий альбом появился на фирме грамзаписи «Никитин», которая, в принципе, поступила точно так же. Они напечатали тираж, и этим все ограничилось. Да и я тоже особо не парился. Мне было в тот момент важно одно – лишь бы этот диск вышел. Я записывал его для себя, для галочки. И вот сейчас опять началась эта игра с шоу-бизнесом.
KM.Ru: Помнится, был такой период, когда вы кичились тем, что принципиально не репетируете.
- Мы до сих пор не репетируем
KM.Ru: Насколько это оправданно и возможно?
- Да возможно… мы ничего такого особенного не играем. Мы играем три аккорда, традиционный рок-н-ролл.
KM.Ru: В трех аккордах ничего плохого нет. Но должно же быть в группе чувство плеча, ощущение того, что делает человек рядом?
- Просто с 12 лет мы играем вместе. Тут уж репетируй, не репетируй – результат один. Иногда устраиваем какие-то джемы с чужими музыкантами - вообще, мы все сразу как с разных планет люди. А когда лишь участники «СН» вместе собираются, проблем нет. Сглаживаются все неровности и шероховатости, и это волшебство.
KM.Ru: Есть ли у вас страх перед сценой?
- Конечно, да! Перед выходом на сцену меня иногда даже просто физически подташнивает от нервов. Но после исполнения первой песни сразу все идет как надо.
KM.Ru: У вас сохранился какой-то костяк аудитории, сформировавшийся со времен первого альбома?
- Очень странно, но у нас публика постоянно обновляется. Снова появляются молодые девочки и мальчики. А те, кто был с нами с первого альбома, тоже остались - человек 20, я думаю, крепких, которых видишь на концертах все время.
KM.Ru: Очень часто приходится встречать мнение критиков о группе «Сегодняночью», как о сборище неудачников, у которых по жизни идет череда курьезов и ничего не получается…
- На самом деле так и есть. Нас преследует какой-то злой рок. Вот и сейчас: мы выпускаем пластинку, наконец-то собрались в исходном составе, записали хороший альбом - и на тебе, кризис! Концерты стали слетать.
KM.Ru: В вашем новом альбоме прослеживается какой-то единый стиль, какая-то идея, которая красной нитью проходит через песни? Или он получился разноплановым?
- Там получилось смешно, ибо, в общем, ворованные есть композиции, хотя грамотно все очень сделано. Если пойти по всему альбому, по песням, то можно проследить эквиваленты: одна песня написана под Police, одна песня просто Radiohead (даже звук), одна – «Машина Времени», но это случайно так получилось.
KM.Ru: И какая под «Машину»?
- «Девушка на одну жизнь». Это - типичная «Машина времени» по аранжировке. Хотя там есть что-то на Led Zeppelin похожее даже – правда, у меня не такие голосовые данные, но тоже достаточно высокий голос. Но все это видно уже из названия «Проституция»: все покупается, все продается, все можно сделать под кого-то.
KM.Ru: А есть на диске оригинальные песни? Похожие на группу «Сегодняночью», и ни на кого более?
- Ну, мы вообще как-то взрослее стали. Коля каких-то социальных текстов понаписал. С первым альбомом диск пересекается чуть-чуть по цинизму текстовому, плюс я там от себя добавил заумной лирики. Мы - сформировавшаяся группа, а играем, как дети. Но в этом есть определенный шарм. Вот Rolling Stones играет так всю жизнь, и еще и репетировать умудряются.
KM.Ru: Задача совершенствоваться перед вами не стоит? Философский подход исповедуете?
- В принципе, подход философский, потому что это все несерьезно. Ну, музыка, ну, извлечение звуков. К тому же включаешь телевизор и понимаешь, что уж лучше вот такой подход, как у нас, чем как там. Делают из людей вообще не пойми что, заставляют двигаться, как идиотов, и это называется танец. Это бред какой-то! Или какие-то там певцы - типа, наслушались r’n’b. Понятно, у них, на Западе, это целый пласт, с негров началось. А здесь только по верхам сделали срез, и потому наши r’n’b-музыканты выглядят полнейшими дебилами. И как они этого не понимают, как им не стыдно? Поэтому нам вообще не стыдно, после 30-секундного просмотра телевизора. После этого вопросы все снимаются: играй, как хочешь. По-моему, мы только и держимся за счет полнейшего, извините за выражение, распи…йства. Если бы мы начали серьезно вдумываться и что-то там искать, то я, думаю, давно бы развалились уже. У нас был такой, Олег Баранов, он очень серьезно подходил ко всему. Но, в общем-то, он и ушел, потому что не выдержал. Он был один такой в группе и понял, что ему с нами не по пути.
KM.Ru: Такой подход хорош для музыкантов, которые ни на что особо не претендуют. Он оправдан, если человек занимается по жизни чем-то другим, и у него есть стабильный источник дохода. Он работает днем, а вечером в свое удовольствие репетирует, музицирует и когда-нибудь дает концерты. Опять же, в свое удовольствие. А вы говорите, что без концертов не можете жить, что это подпитка, это наркотик своего рода, в хорошем смысле слова. Нет ли тут противоречия?
- Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Это образ жизни такой, это уже в крови, и это не изменить. Это как с детства началось, так и идет до сих пор. И, я надеюсь, будет еще долго. На самом деле есть еще параллельно какие-то там занятости у всех. У Саши-барабанщика своя группа, он вообще играет хард-рок на английском, при этом еще и поет в опере. А Леша сотрудничает с электронными проектами, он любит электронную музыку и делает аранжировки. Петр пишет музыку для фильмов, для сериалов, работает в Питере, в компании. А я читаю книжки, играю на гитаре целыми днями и не хочу ничем другим заниматься.
KM.Ru: Неужели вам не важно попадание в телеэфиры, ротация на радио?
- Мое мнение, что радио- и телеэфиры уже все умерли. Все решает Интернет. Скажем, от Интернета я ощутил большую отдачу. Да и вообще - приятно побороться с этой системой телевидения. Я родился, пела Пугачева, я живу, поет Пугачева, я умру, она будет петь, я не удивлюсь. Со всем уважением к ней, но нельзя же так! Сколько можно уже на нее да на ее любовников глазеть? Просто стыдно, патриотизм какой-то просыпается! Хотя вообще, честно говоря, русские люди не очень хорошо музыкальны. Приезжаешь в ту же Украину, включаешь там канал М1, смотришь на какую-нибудь запопсованную последнюю группу и все равно чувствуешь, что люди ПОЮТ! У них как-то даже говно-говном, а приятно слушать. А у нас как-то сразу вот так: «Ой, ай, помогите, что такое?». Я не понимаю, почему так. Может это большевики как-то в свое время всех подмяли. Хотя не знаю – был же Шаляпин, был Аркадий Северный…
KM.Ru: Против чего вы еще протестуете в новом альбоме?
- Да, в общем-то, наверное, все. Хотелось бы, конечно, еще с власть имущими поспорить, но только непонятно, о чем. Когда нефть они выкачают всю из земли, вот тогда и поговорим – если к тому времени окончательно не развалится это все. А все ведь к этому, по-моему, и идет, и это страшно. Конечно, следующая пластинка у нас будет про нефть (с сарказмом).
KM.Ru: Понятно, протест - это хорошо, как говорят в таких случаях умные люди: хорошо, протестуешь, правильно говоришь, но предлагай что-то взамен. Что есть взамен у вас?
- Я поддерживаю точку зрения Достоевского, что красота спасет мир. И я понимаю, что мои тексты - не на злобу дня, как у Кольки, мне нравится лирика. Я считаю, что песня должна быть красивой, она должна литься и приносить какие-то эмоции. Тут даже слова и не важны. Потому что, честно говоря, на концертах их никто не слушает: кроме тех, кто знает и поет их. На новой пластинке есть песня «Малышка Лу», она немножко выбивается из основного контекста, так как это - шаг немножко в другую сторону, и я бы хотел в этом направлении развиваться. Не хватает красоты, смотришь вроде эти новые каналы А-Оne, О2, где русские группы в растянутых футболках играют треш. Молодые, что-то орут, я даже не понимаю, о чем они поют. Я вижу, что это протест, но непонятно только, против чего. У меня вообще иногда появляется мысль, что, может, группа «Сегодняночью» существует только ради того, чтобы как-то разбавлять их?
KM.Ru: Интересная мысль!
- Тысячу лет вообще не видел, чтобы люди танцевали медленные танцы. Ну разве что где-нибудь раньше в школах, на дискотеках. А у нас есть медленные песни, и когда люди в зале обнимаются, начинают танцевать, это так трогательно выглядит! Сразу происходит какой флешбэк, назад в 70-е, и так приятно становится!
KM.Ru: Ваша песня вошла в сборник «Уроки русского» музыкального критика Андрея Бухарина. Что это для вас значит, как вам вообще эта подборка?
- Честно говоря, я еще ее не слушал, вот у меня компакт этот лежит. С Бухариным я только что виделся утром сегодня, он мне диск передал. Приятно, конечно, что песня вошла. Бухарин в свое время на пару с продюсером Леней Бурлаковым так нас причесывали! Как-то Леня даже придумал суд над группой «Сегодняночью». Мне кажется, что это просто была личная Ленина месть, так как он относился к нам как к проекту Ильи Лагутенко, а Илья в тот момент от него ушел, и, видимо, Бурлаков как-то отыгрался на нас. С ним-то мы вообще характерами не сошлись, потому что я всегда не понимал его логику (дай Бог, чтобы она у него была). Мне всегда казалось, что ее у него нет. Он говорит одно предложение, ты ему возражаешь, и он заходит абсолютно с другой стороны. И как с таким человеком спорить? Если невозможно спорить, то и работать тоже нельзя. Он в какое-то время сравнил нашу группу и Queen, это что вообще? Где вообще хоть одна точка сборки? Ладно бы я геем еще был! Честно говоря, я как страшный сон вспоминаю время нашего с Бурлаковым совместного труда.
Беседовал Денис Ступников
www.km.ru