Мумий Тролль «8»
августа 15th, 2008
Мумий Тролль "8"Союз Нет, не тот альбом «Мумий Тролль» назвал «Икрой». Пресловутое сочетание 08.08.08 не обошло стороной такого адекватного и вменяемого человека, как Илья Лагутенко. Все рекламная компания свежего диска оказалась построена на этом случайном совпадении – хотя сам Лагутенко утверждает, что дату релиза специально не подгоняли под поверхностные нумерологические выкладки, и вообще все так вышло само собой. Неудивительно, что набившую оскомину восьмерку вынесли и в заглавие диска.
Несмотря на то, что участники «Мумий Тролля» не производили никакой селекции, песни получились отборными, икринка к икринке. В этом – главный плюс и минус альбома. Если сомневаетесь, попробуйте-ка на каком-нибудь роскошном пиршестве пару часов подряд есть большими ложками одну икру, не отвлекаясь на фрукты, овощи, салаты и мясные блюда! В конце концов, альбом приедается, и слушатель просто не успевает объективно оценить по достоинству всех его красот. Все же правы были пиарщики «троллей», поначалу подававшие песни с диска «8» постепенно и дозировано – в виде синглов из журнала «Афиша» (причем, содержание дисков между собой отличалось!).
В «Мумий Тролле» всегда присутствовала какая-то изюминка и безуминка. После «Похитителей Книг» их стали всерьез рассматривать как прогрессивных авангардистов-экспериментаторов. «Восьмерка» продолжает данный курс. Вслед за инструментальным вступлением Юрия Цалера, позаимствованного из древнего мультика «Космический рейс» и напоминающего бетховенскую «Оду к радости», вступает неформатный «Эй, Товарищ». История, изложенная в нем, нетипична: преуспевающий яппи страдает от собственной неуверенности и не может выбрать себе в спутницы лучшую девушку (худших все уже расхватали до него). Его тоску и комплексы иллюстрирует надрывающийся атональный саксофон – и лишь емкие клавишные пассажи хоть как-то упорядочивают структуру этой небанальной взвинченной вещицы.
Илья Лагутенко далек от идеализации современных геополитических реалий и товарно-денежных отношений. Все, что он думает о нынешнем строе, лихо изложено в таких песнях, как «Проспали» и «Молодость». Но пафос озабоченного трибуна Илье совершенно чужд. Он не обличитель, а наблюдатель; не публицист, а тонкий пейзажист. Ему по-прежнему больше всего удаются песни с четко выраженным эротическим подтекстом. Яркий пример - до предела наэлектризованная «Метель», где Илья ревет «хочу, хочу, хочу» с интонациями мартовского Кота Леопольда, спешащего на велосипеде к своей изнемогающей от желания самке. Острые ощущения от этой песни усиливаются за счет томных женских подпевок. Теперь наверняка прибавится работы гитаристу Цалеру и Басисту сдвигу, привыкшим брать во время концертов девичьи бэк-вокалы на себя.
При этом Лагутенко парадоксально сближается со своим главным оппонентом Юрием Шевчуком. Во всяком случае, песня «Проспали» построена по той же самой модели, что и «Облом» группы «ДДТ»: перечень общественных поражений в динамичных куплетах и иноязычное резюме в лирической коде.
Вообще, каждую песню альбома «8» можно рассматривать одновременно с нескольких точек зрения. Скажем, задиристого «Музыканта» кто-то расценит как протест успешного Лагутенко против закомплексованных «честных рокеров», а кто-то, напротив, увидит в ней живой интерес лидера «МТ» к нераскрученным молодым дарованиям. Подобное ощущение оставляет и провокационная «Поспи, рок-н-ролл». Может быть, это дерзкое обращение Ильи к некоторым коллегам по цеху. А, может, всего лишь короткая медитативная передышка перед сочинением собственных рок-н-ролльных боевиков.
Альбом «8» относится к тому редкому разряду работ, вкус к которым со временем будет только обостряться. Это умный, качественный, многослойный и универсальный продукт понятен и доступен самому широкому кругу слушателей. С годами такие альбомы обогащаются все новыми и новыми смыслами. Ведь наверняка настанет время, когда мы все действительно «проснемся в этой фантастически красивой и предельно честной стране» (песня «Круг замкнулся»). Илья Лагутенко в это верит. Поверим же и мы ему.
Денис Ступников
www.km.ru