Ария «Все клипы» (DVD). Рецензия
июля 25th, 2008
Два года назад музыканты «Арии» Виталий Дубинин и Сергей Попов проникновенно жаловались на то, что у них практически нет удачных клипов. Можно было бы это списать на скромность или излишнюю требовательность участников группы, однако вышедшая недавно полная антология видеоработ «Арии» полностью подтверждает их неутешительные выводы. Не более 30% роликов прославленного коллектива не стыдно показать неискушенному зрителю, объясняя им, чем же примечателен этот ансамбль. Видеография «Арии» начинается с великолепной «Улицы Роз», картинка к которой вышла, увы, не столь впечатляющей - хотя бы потому, что в кадре нет вожделенной героини композиции Жанны. Лохматая девушка, эпизодически мелькающая в документальной хронике, явно не в счет. Клип, кишащий наивными перестроечными реалиями, получился напыщенным по идее, но скудным по замыслу. Радует лишь то, что музыканты с тех давних пор остались верны сценическому имиджу, выстраиваясь на проигрыше песни в ряд и синхронно тряся хайрами.
Верхом треша, сюрреализма и безвкусицы следует признать клип на драматичную и динамичную «Все, что было». Очень хотелось бы выяснить имя папы этого неповоротливого монстра, однако в буклете «Все, что было» оказался единственным роликом, к которому не указано имени режиссера (неужели человеку стало стыдно?!). Сюжет понять можно: страдающий герой в исполнении Валерия Кипелова пытается вернуть при помощи магических чар утраченную любимую. Но почему же для этого четки своей возлюбленной ему нужно окунать в невзрачное жестяное ведро с мутной водой? Подобными нелепицами ролик буквально кишит.
Реабилитироваться за «Все, что было» «Арии» удалось лишь семь лет спустя - когда в 98-м они задумали экранизировать «Отшельника». Постановочные кадры с шаманящими участниками группы режиссер С. Масальский смонтировал с фрагментами из черно-белых фильмов ужасов 30-х годов прошлого века. Аналогичным путем пошел и сын Виталия Дубинина Андрей, нарисовавший серию рисунков для анимационного ролика к «Там высоко». Маленькая девочка приходит испить воды к старику, а в финале выясняется, что это была его смерть. Дубинин-младший не ушел слишком далеко от сюжета песни и выдал красивое атмосферное видео. Правда, есть ощущение, что работа доведена немного не до конца. Например, девочку старик вырезает из дерева. А что мешало Андрею передать в финале клипа нож героине, которая бы вырезала гроб для старика?
Разумеется, «Ария» эстетствовала не всегда. В 1999-м, после бомбежек в Югославии, Л. Ларионов снял группе ярко выраженный антиамериканский клип на песню «Грязь». Сюжет об уходе героя от жены к проститутке накладывается здесь на сексгейт Билла Клинтона с Моникой Левински. Квинтэссенция очевидна: и эти грязные люди осмеливаются бомбить братьев-сербов? Не удивительно, что о существовании этого ролика многие поклонники «Арии» до последних пор ничего не знали: музыканты наверняка отдавали себе отчет, что снимают видео в стол.
Самыми запоминающимися и продуманными видеоклипами «Арии» являются «Штиль» (Кипелов + Удо Диркшнайдер из Rammstein) и «Колизей». Зимний дачный отдых с Удо и совместное катание с ним на снегоходах «Ария» сумела вывести за рамки тривиального home-video (то, чего им не удалось сделать в свое время в ролике «Возьми мое сердце»). А «Колизей» содержит захватывающую параллель: каждый выход рок-музыкантов на сцену сравним по ощущениям с битвой гладиаторов. Ту же параллель можно смело провести и с многострадальной видеографией «арийцев».
Денис Ступников
www.km.ru