Вис Виталис: «Меня укусил Ангел»
мая 19th, 2008
Независимый музыкант Вис Виталис, в прошлом автор и лидер культовой группы Sixtynine, а теперь вольный стрелок, презентует свой новый альбом «Делай Что Должен» сразу в двух городах - 30 мая в Санкт-Петербурге в клубе «Revolution» (Садовая, 28) и 4 июня в Москве в клубе «16 Тонн» (Пресненский вал, д.6, стр.1). О новом проекте, новом альбоме и вообще о музыке и жизни корреспондент портала Музыка KM.RU и решил поговорить с Висом. Вис ВиталисКМ.RU: Ты собрал новую группу под названием «Вис Виталис». И в чем же ее принципиальное отличие от группы Sixtynine?
Во-вторых, я хочу раздвинуть свои музыкальные границы. Sixtynine в первую очередь был проект, ориентированный на хип-хоп и рэп, новая группа вообще не будет сковывать себя никакими стилевыми ограничениями. Ну и в третьих, новый проект будет более разнообразным в плане текстов. Я же не только про политику пишу, у меня есть тексты и на философские темы, на религиозные темы, и любовная лирика, кстати говоря, тоже. Я не могу стоять на месте, я хочу большего, чем добился. И с группой "Вис Виталис" я постараюсь выйти на более широкий оперативный простор и большую аудиторию.
КМ.RU: В одном из ранних интервью ты сказал: да, мне близок русский рок, но сейчас не время им заниматься. На данном этапе рок умер, поэтому нужно этот момент переждать, вот, например, рэп очень задорная и актуальная музыка, ну и т.д. Еще там была мысль, что деды и внуки лучше понимают друг друга, нежели отцы и сыновья. Значит ли это, что сейчас как раз пришел тот момент, когда можно переходить обратно от рэпа к року, что вновь наступает время рока?
- Я выскажусь более пессимистично. Конечно, рок остается по–прежнему бестолковой погремушкой в руках крупных масс-медиа, и ничего не изменилось в лучшую сторону. Мало времени прошло просто. Рок пока не умер, он пока еще умирает, находится в стадии гниения, а эта стадия гниения может длиться довольно долго. Но проблема в том, что хип-хоп тоже умирает. Когда я к нему пришел, это был год 98-й, т.е. почти 10 лет назад. На тот момент это был действительно совершенно взрыв мозгов, но за эти 10 лет его благополучно похоронили. Я об этом писал в манифесте Sixtynine 2002-го года (довольно известном, в Сети тоже есть). Я тогда видел, что рэп очень легко могут переварить и похоронить так, как это было с роком, я пытался что-то там делать, чтобы этого не произошло... Но, конечно, одному человеку противостоять натиску мощных корпораций было нереально. Рэп успешно переварен, теперь это бессмысленная, с закосами под негров, музыкально бледная шняга. Все, что сейчас мы видим (Тимати и проч.) – это, может, по-своему и интересно, это такой современный поп, мэйнстрим. Но это уже гламур и пустышка, а вот та рок-н-рольная энергетика, которая раньше была в рэпе, она сейчас практически изжита. И заниматься сейчас хип-хопом – это все равно, что заниматься русским роком в середине 90-х. Я понимаю, что надо делать что-то дальше. Поэтому и пытаюсь создать максимально естественный музыкальный синтез хип-хопа, фанка и рока – фьюжн такой. Это не то, чтобы революция в музыке, - революций в музыке больше не будет, - но, по крайней мере, этим интересно заниматься. Только рэп сейчас делать уже неинтересно, как идея он себя изжил, а как музыкальная форма он никогда ничем выдающимся и не был.
КМ.RU: Понятно, что тебе это интересно и ты видишь в этом некий простор для творчества. Но восприятие слушателя тоже надо учитывать. Да, есть интересные исполнители, которые работают на стыке музыкальных направлений, не заморачиваясь по одному жанру. Но судьба таких исполнителей в нашей стране обычно плачевна: народ их не воспринимает. Люди мыслят стереотипами. Вот если рокапопс, значит рокапопс, если рок - рок, метал - метал, рэп - рэп и т.д. Люди, которые пытаются как-то это все перемешать, большого успеха не имеют. Тот же самый Рикошет - мой любимый исполнитель, кстати, закончил свою карьеру, можно сказать, бесславно. Ты не боишься встретить непонимание масс, или тебя это не волнует?
- Меня это очень волнует, потому что я всю свою музыкальную жизнь нахожусь в музыкальном андеграунде. По молодости это ничего, но на каком-то этапе начинает утомлять. То есть, если ты не бросаешь музыку, как большинство людей, которые просто бренчат в студенческие годы, а потом вешают гитары на гвозди и занимаются своей жизнью - личной, карьерной, и т.п., строят семью, зарабатывают деньги, все такое. В этом нет ничего плохого, но если музыка не отпускает - тут другой разговор. Сам я бросал музыку четыре раза. Ни разу не получилось. В итоге я понял, что если меня ангел укусил, значит придется жить с этим дальше, а это значит, что из андерграунда рано или поздно нужно выйти. А с творчеством Рикошета я не очень хорошо знаком.
КМ.RU: Рикошет - это человек, который пытался экспериментировать во всем: в психоделии, в панке, в рэпе. Все это было причудливо перемешано, но почему-то не вызвало большого резонанса.
- Ну, это может быть не связано с музыкой вообьще-то, это может произойти по ряду причин - плохой промоушн, своеобразный характер автора, отсутствие денег или даже с определенной самоотверженностью, как это ни парадоксально. Я не то, чтобы не боюсь, что у меня не получится стать по настоящему известным исполнителем... В смысле, я вообще-то ничего не боюсь, если боялся-б, в принципе не занимался бы таким опасным делом, как музыка. Тем более, что здесь нельзя ничего предугадать и рассчитать. Если получится, значит, я молодец. Не получится, значит, ну и ладно. Стать популярным исполнителем, не получается у меня всю жизнь. Причем, на самом деле я не только не против, но я этого откровенно хочу; т.е. я никогда не говорил, что я такое принципиальное дитя андеграунда и не хочу популярности. Хочу конечно! Я не хочу ходить каждый день в офис и отсиживать там жопочасы. Это меня ломает просто физически - был момент, когда мне по личным обстоятельствам пришлось отработать около года в офисе, и несмотря на то, что это была очень лояльная компания, интересная работа и прекрасные люди вокруг, за это время я похудел килограмм на пять и у меня чуть ли не начала ехать крыша. Я не создан для офиса, меня ангел укусил. Я делаю музыку, тексты... И у меня явно это получается неплохо - вот этим я и хочу заниматься, этим я и хочу зарабатывать. Материала у меня много, идей много, я могу записывать по новому треку в два-три дня, и если бы мне не приходилось отвлекаться на зарабатывание денег способами, не относящимися к моей музыке, я бы мог выпускать по два-три альбома в год.
Но я думаю, что путь к тому, чтобы получить какой-то feedback и какой-то резонанс только один: не экспериментировать все время, а делать и такие треки, которые были бы понятны и доступны людям. В конце концов, делать музыку только и исключительно для себя - это сродни мастурбации, что-ли. Музыка - она для людей.
Вот сейчас я полностью развязался с призраками прошлого, со всеми долгами, наконец то достроил свою студию, собрал хороший крепкий состав, в мае делаем долгожданное издание уже нашумевшего в сети альбома «Делай Что Должен» - причем, с новым звуком, с новым трек листом, он теперь звучит просто крышесносно... А еще через год будут выпущены один или даже два абсолютно новых альбомов, с очень сильным и точным материалом: я уверен, что многие песни из него будут весьма востребованы и он поможет мне еще выше поднять голову.
КМ.RU: А от альбома «Делай Что Должен» ты особого резонанса не ожидаешь?
- Нет. В широких массах - нет. Он, к сожалению, этот диск чересчур умный. А есть такая известная вещь в психологии: чем больше людей входит в группу, тем ниже интеллектуальный уровень группы. Сейчас ведь так: хочешь, чтобы тебя слушало больше людей - шарашь только в лоб и только матом. А в "ДЧД" этого нету, конечно.
КМ.RU: Я давно, кстати, замечал, что тексты, которые написаны коллективом авторов, гораздо ниже по уровню, чем те, которые писал один человек.
- Да, и то же самое по восприятию. Если продукт направлен на более узкую аудиторию, то можете быть уверены, что у этой аудитории более высокий интеллектуальный уровень. Чем он попсовее, и чем больше его слушает разных людей, тем, скорее всего, он проще. И уровень восприятия, и интеллектуальный уровень аудитории, которая его слушает, гораздо ниже. Поэтому если ты достиг высокого уровня как интеллектуал, тебе трудно писать простые вещи, как «Руки вверх», например, делают и как делает группа «Звери» или, самый яркий пример, группа «Фактор-2». Я не говорю, что это все плохие группы (хотя по моему, ужасные просто, но это ИМХО). Объективно если - они, может, не плохие и даже хорошие, но для меня важно, что они - совсем иные. Даже если я захочу, я не смогу так написать, у меня слишком большой интеллектуальный багаж, я слишком много книг прочитал. Возможно, это мне и вредит. Возможно, над этим стоит подумать. А возможно, и нет...
КМ.RU: И все-же: что нас ждет в будущем? Ты готов к тому, чтобы выдавать такие хиты, которые будут сразу цеплять людей? Каковы методы написания таких хитов? Насколько они будут отличаться от того, что ты делал до того, если подразумевается какая-то внутренняя ломка себя?
- Абсолютно нет никакой ломки, потому что в принципе не писал, и не пишу ни тексты ни музыку по заказу. Просто в плане музыкальном, и творческом я всеядный человек, мне нравится самый разный материал в самых разных стилях. Я могу подряд послушать группу "Мираж", Ред Хот Чили Пепперс, Вилли Токарева и на закуску Паблик Энеми. И вся эта разная музыка прекрасно уживается в моем плеере, а ее эхо - в моем творчестве. Поэтому я просто беру - и пишу. А слушатель сам решает, круто это или нет.
Я считаю, что просто надо очень много и самоотверженно работать, не предавать себя и думать о людях. Тогда ты в любом случае останешься победителем, вне зависимости от результата этой схватки с жизнью.
Беседовал Денис Ступников
www.km.ru