Чебоза «Чебоза», «Навигатор Рекордс»
марта 26th, 2008
Есть одна народная примета. Если группа вдруг называет альбом собственным именем, жди разноплановых композиций, неожиданных решений и отсутствия стержня как такового. Второй альбом ростовской «Чебозы» иллюстрирует этот тезис. 13 главных песен диска (не считая пяти диковинных бонусов) нелегко подвести под какие-то тенденции, рубрики или общие знаменатели. Куда как более выгоден здесь обтекаемый язык буддийских притч, советов Василисы Премудрой и выкладок софистов. В песнях Василия Гончарова и всей честной компании может быть бездна депрессии, но ни капли уныния, скопище бытовых подробностей и полного отсутствия приземленного взгляда на мир, трезвый прагматизм и благостная оторванность от житейских проблем.«Чебоза» вроде как органично вписалась в тусовку русских рокеров, но в ее аранжировках слишком много воздуха и брит-поповых вольностей, а в текстах — запоминающихся «изюминок», над которыми потом долго приходится ломать голову. Например, из песни «На своей волне» мы внезапно узнаем, что «у Дали была куча проблем и потому этот янки офигительно крут». Этот витиеватый пассаж в духе вульгарного психоанализа сменяется безжалостным социальным прозрением в песне «Париж»: «Повезло родиться здесь и сейчас, ничего не останется после нас». Но скучные политические манифесты Васе Гончарову не по душе. Ему больше удаются легкие мимолетные наблюдения, передающие всю бездну ужаса перед современной цивилизацией. Кому, например, приходило в голову испугаться одиннадцати цифр в своем мобильном номере? Васе удалось это сделать — и ведь действительно становится жутко от перенасыщения мозгов бессмысленной информацией.
Некоторые слоганы «Чебозы», впрочем, имеют откровенно проходной характер, и на их месте могли бы оказаться любые другие. Это касается и маршеподобного «(Так же, как) вчера», и привычно тинейджерского «На своей волне». Но стоит Васе немного подбавить сюрреалистического взгляда на мир, как рождаются дивные афоризмы вроде: «Наши руки одинаково грязные, мы одеваемся с тобою по-разному». А если к этому приложить комплименты в адрес Кастро и диско-ритм в припеве, то поразительная сила воздействия песни «Одинаково» станет очевидна. «Чебоза» горазда прибегать и к музыкальным шуткам. Зачем, например, надо было цитировать в «Париже» мелодию из «I Was Made For Loving You» группы Kiss?
Несколько баллад выдают в участниках «Чебозы» великолепных мелодистов. Недаром три трека представлены в разделе бонусов в инструментальной вариации, но слушаются от этого ничуть не хуже. Приглашенные рок-звезды Вячеслав Бутусов и Сергей Галанин исполнили свои вокальные партии блестяще. Скучающий хриплый баритон Бутусова в «Незаметно» тихой сапой прокрадывается в душу — и вот уже неважно, о чем здесь вообще идет речь. Сергей Галанин, напротив, хрипит в «Не должен» вызывающе и непримиримо. В бонус-треках то же самое поет один Гончаров. И, к сожалению, его вокал на фоне мэтров кажется сухим и безразличным. Но это отвечает задаче альбома, где большинство эмоций и действий передано с помощью отрицательной частицы «не».
В одном из интервью Сергей Галанин так сказал о «Чебозе» и группах ее круга: «Для них сейчас самая страшная ситуация. У нас, старых рокеров, жизнь идет, как ураган: где-то он начался и продолжает по инерции раскручиваться дальше. А молодые когда-то голову приподняли, кто-то им в одно время помог, а потом — раз, и все. Многие распадаются из-за того, что нет никакого выхлопа. Начинаются терки друг с другом, думают, что проблема в них. А проблема-то не в них. Изначально проблема в том, что концерты перестают быть какими-то самодостаточными явлениями».
Так что сильный альбом — это, увы, дело десятое. При пассивности нынешней публики есть опасность, что Вася Гончаров, трудящийся сейчас продюсером, сделает музыку своим хобби. И будет, как Олег Нестеров, давать концерты раз в два года, чтобы представить новый порнографический сингл или прочесть вслух главы из романа об Адольфе Гитлере.
www.km.ru