Алан Бадоев: «Снимать клипы у меня – очень дорого!»
февраля 15th, 2008
Алан Бадоев – популярный режиссёр, известнейший и модный клипмейкер на территории стран СНГ. Только за последнее время Алан снял видеоклипы для Аллы Пугачёвой и Софии Ротару, «ВИА Гры» и Верки Сердючки, Валерию Меладзе и выпускникам «Фабрики звёзд-7». Корреспондент music.km.ru встретился с Аланом Бадоевым и расспросил его про готовящиеся к выходу клипы, последние тенденции в киноиндустрии, а также попросил дать советы начинающим коллективам. КМ.ру: Как я понял, в настоящее время Вы работаете над клипами для «ВИА Гры» и Валерии…
У Валерии же композиция рассчитана на Запад, а потому и существуют две версии: англоязычная и русскоязычная. Видеоролик на эту песню опять же - достаточно сложный проект, как и в случае с «ВИА Грой» было сделано достаточно много каскадерских трюков. Валерия показала себя настоящим бойцом, и мы с удовольствием поработали вместе. Монтаж уже практически готов, и где-то в марте видео появится в эфире.
А в ближайшее время мы будем снимать ролики для «Серебра», Анжелики Агурбаш и Елены Терлеевой, а также для нового проекта Макса Фадеева. Сюжеты уже придуманы, но я не считаю нужным о них говорить, так как продюсер – Макс Фадеев - еще ничего не оглашал в прессе.
КМ.ру: Как можно объяснить то, что в последнее время российские артисты снимают видеоролики не в России?
Я могу ответить только за себя. Наверное, потому что здесь им нравится больше. Я не думаю, что причиной этого явления служат финансы. Мы – одна из самых дорогих студий на территории Европы. Снимать клипы у меня – это очень дорого. Но я не думаю о том, какая должна быть смета – я думаю о том, какой должен быть продукт.
КМ.ру: Можно ли тогда сказать, что Алан Бадоев – это некий бренд?
Я очень не люблю применение к себе слова «бренд». Мне вообще кажется, что когда к человеку это понятие применяют, то его это несколько принижает. Человек – это человек, есть профессионал, есть непрофессионал. Наверное, я делаю нечто, что на данном этапе нравится многим звездам. Кто-то может себе это позволить, а кто-то нет. Я очень стараюсь, снимать клипы мне безумно нравится, моя команда очень любит то, чем занимается. Из видео мы пытаемся сделать некий вид искусства, и подходим к этому со всей серьезностью. Это очень здорово!
КМ.ру: Часто ли встречается такое, что к вам приходит артист первой величины, «заморочки» которого мешают плодотворно работать?
Честно говоря, на сегодняшний день мне встречались артисты, которые являются настоящими профессионалами. Профессионал, скажем так, он не то чтобы без заморочек – он настроен на сотрудничество. Когда такое происходит, человек изначально рассчитывает на результат именно режиссерской работы. А если ты диктуешь что-то свое – так иди, бери камеру и снимай! Но если ты пришел к нам, то иди на контакт, ведь для работы нужно узнать друг друга как можно лучше. Я, например, не могу снимать клипы, если я не знаком лично с артистом.
КМ.ру: Насколько успешен у Вас опыт сотрудничества с иностранными артистами?
Я снимал ролик для турецкой певицы Заримы, которая будет представлять Турцию на «Евровидении». Также скоро мы подпишем контракт с SonyBMG-Турция, и после будем работать с их звездами.
Для меня важно, чтобы то, что мы делаем, имело потенциал к движению. Ведь в каждую работу мы вкладываем сердце и душу. Я и моя команда пытаемся отследить все те мировые тенденции, которые есть на видеорынке. Естественно поэтому мы стараемся, чтобы все, над чем мы работаем, было увидено и услышано как можно большим количеством людей и оценено хоть позитивно, хоть негативно - важен, прежде всего, сам факт наличия оценки.
Я очень люблю нераскрученных артистов. Новых, «свежих». Но если я берусь за такие работы и если вижу, что этот человек обладает достаточной харизмой и стремлением чего-то добиться, то я всегда ему помогу.
КМ.ру: А не существует ли языкового и психологического барьера при сотрудничестве с иностранцами? Ведь песню на русском языке понять куда проще, чем иностранную…
Я, честно говоря, не всегда так много слушаю песню, на которую снимаю, потому что я уделяю больше внимания человеку, который передо мной. Я отслеживаю его творчество, сделанное им или не сделанное, узнаю его пожелания, потом слушаю материал, который он передает. Если этот материал хорош, то отталкиваюсь уже от него. Но иногда бывает так, что произведение, которое тебе приносит артист, гораздо хуже, чем сам артист. И тогда необходимо отстранить артиста в сторону и создавать под него некую идею, чтобы песня стала звучать лучше. Это всегда действует, и таких примеров очень много.
КМ.ру: Насколько сейчас молодому артисту важно иметь качественный дорогой (или, может быть, не дорогой) клип? Вообще, насколько правилен подход, когда в видео раскручиваемого артиста вкладывают огромные средства, и это при том, что неизвестно – «выстрелит» или нет?
В этом и состоит вся ценность людей, которые находятся вокруг артиста. Никогда не знаешь, песня – хит или нет, «выстрелит» или нет. Как узнать, будет ли популярной песня до того, как она написана? Ты не знаешь этого, поэтому ты идешь к автору, у которого много хитов. И ты знаешь, что у этого человека есть чутье. Ты идешь к нему – и он пишет песню. Точно также и с видео: у тебя есть песня, ты хочешь «одеть» ее в самую лучшую одежду. Не факт, что самую дорогую – а самую броскую, самую «правильную»… Меня безумно удивляют артисты, которые позволяют себе в первом клипе снять что-то банальное. Потому что сейчас так много артистов, так много людей, которые хотят казаться артистами… и чтобы из этой мишуры вырваться, необходимо потрясающее видео, которое однозначно впечатлит каждым кадром. Поэтому надо выбирать профессионала. Я не имею в виду только себя. Есть еще люди, и их достаточно. Я не скажу, что их много, но они есть – и они умеют делать так, чтобы на тебя обратили внимание, вот и все. Это как говорят: «Хороший человек, да не в том теле», так и здесь: «Хорошая песня, да не в том клипе». Иногда клипы реально убивают песню, а иногда песня убивает клип.
Хороший клип необходим – ведь это как уважать себя. Другое дело, что критерии интересного ролика имеют большой спектр. И это вовсе не значит, что классное видео – значит очень дорогое, глянцевое или гламурное.
Хорошо то, что к месту. Иногда чудесный клип - это Шинед О’Коннор с одной слезой крупным планом в течение всей песни – это гениально и круто! Я не думаю, что это было дорого. Иногда – просто стоя раздеваться перед камерой, как Милен Фармер (MyleneFarmer) – это тоже безумно круто! Я называю хорошим продуктом не ценовую политику, а креатив, который должен быть заложен. К сожалению, очень часто люди выдают несформированность, недодуманность, неимение денег за хороший креатив. Тогда мы и видим что-то псевдо-шокирующее. Как правило, если сейчас включить телевизор, то 90% работ таковыми и являются.
КМ.ру: Ставит ли Ваша продакшн компания акцент на «эротическом моменте»?
Я вообще не делаю в тенденции какие-либо упоры. Тендеция для меня – это совсем не модные цвета, или одежда, какие-то модные темы. Упор на что-то конкретное делается в зависимости от артиста. Ведь не сделаешь акцент на сексуальность в клипе Аллы Пугачевой или Софии Ротару? Или, наоборот, не обойтись без эротизма в клипе, например, Жанны Фриске или Валерии. Клип - это реклама, это то, что продается. Женщина должна быть очень красивой или совсем неприметной – то есть тут две стороны медали: «берет» или то, или другое. Мужчина должен быть мужественный или пидорковатый. Или, например, артист может петь, а может молчать весь клип. Это все нюансы. Для меня не является ключевым, будет ли клип эротичным или нет. Но я не пуританин, и я очень люблю эротику, мне вообще очень нравятся женщины, женское тело.
КМ.ру: Существуют ли еще проблемы нехватки технического обеспечения для производства клипов?
Нет, абсолютно не существует. Еще года три назад, если мне что-то было нужно, я просто искал это в мире. Мы привозили, например, камеры из Лондона, какие-то боксы и так далее. На самом деле, сейчас все, чего не хватает, можно заказать. Главное – чтобы денег хватило.
Можно сказать, что уровень нашей компании не ниже уровня западных коллег. И именно поэтому, наверное, и бюджеты у наших клипов достаточно внушительные. Если в клипе ты хочешь летать по небу как супермен, то и платить ты должен как супермен. Если ты хочешь, чтобы у тебя в клипе тонул корабль, как в «Пиратах Карибского моря», то надо узнать, как это делалось и сколько за это заплатили. В любом случае, дешевле не будет. Арифметика суперпроста: когда ко мне приходят жены олигархов и говорят, что они хотят клип, как в последнем фильме про Джеймса Бонда, то я говорю: «Не проблема! Я могу охарактеризовать порядок сумм…».
КМ.ру: Не возникало ли у Вас мысли сделать из вашей продакшн компании что-то наподобие продюсерского центра, а также помогать начинающим группам с видео? Насколько мне известно, в Украине сейчас мегапопулярна группа «7thDay», но даже у них существуют сложности с роликами.
Во-первых, продюсерского центра мы точно не хотим, потому что продюссировать – это не режиссерское дело, все-таки. Я и так многим артистам помогаю советами, подсказываю всегда совершенно безвозмездно. Съемки клипов занимают большую часть времени, а ведь еще я и кино занимаюсь– и все это забирает определенную энергию. Продюссировать – это не мое дело.
На начальных этапах своей карьеры я снял абсолютно бесплатно клипы для нескольких исполнителей: то есть без гонорара и других расходов, только за себестоимость. Я это делал от чистого сердца, и вся моя команда, все ребята работали бесплатно и с удовольствием, потому что верили в артиста. А потом, как показала практика, все эти благотворительные потуги дают очень отрицательный результат. В итоге, практически со всеми этими артистами у нас не очень хорошие отношения сейчас. Люди имеют свойство забывать многое, хотя ничего от них нам, скажем так, не нужно. Поэтому я так решил, что мир – это эволюция, и человек, который может что-то делать, может это делать не просто так.
Когда-то «Город 312» работал только в клубах, и у меня уже был их диск до того, как он вышел по всей России. Я помню, что половину своих съемок я проводил под песню «Останусь», которая потом стала саундтреком в «Ночном Дозоре - 2». Это было красиво! И, если бы они пришли, я бы с удовольствием сделал бы им гиперскидки, потому что это - творчество, и это очень здорово!
Кому бы я, может быть, абсолютно бесплатно снял бы клип – это Земфира. Это единственный артист, являющийся для меня человеком, который говорит с нами через песню по-настоящему, искренне. Она рассказывает – и ты ей веришь. Очень многие западные звезды меня не соблазнили бы так, как возможность поработать с Земфирой.
Я счастлив, что мы поработали с Аллой Борисовной и Софией Михайловной. Это все – люди, к которым необходимо было притронуться, раз уж ты в этой профессии находишься.
КМ.ру: Бывали ли такие моменты, когда артист уходил от вас с сомнением после съемок?
Конечно! На самом деле, из 180 снятых мной клипов у меня есть три, которые я терпеть не могу. Я считаю, что я когда-то снял не очень хороший клип для «Гаван», снял не очень хорошее видео для Марты (укр. исполнительница – прим. ред.), когда-то я снял не самый лучший клип для Русланы. Я ее очень люблю как артистку, она потрясающий человек, но вот не сложилось.
Было также и такое, что мы делали суперклип, интересный и мега-креативный, а артист смотрел - и был в недоумении, просил вставить больше крупных планов, но мы, конечно, ничего не вставляли. И через неделю артист сам приходил с шампанским, с тортом – потому что клип «работал», давал большой результат. Просто иногда исполнитель не понимает, насколько надо быть смелым.
КМ.ру: Михаил Козырев утверждает, что сейчас одним из немногих способов раскрутки молодого коллектива является его участие в саундтреках. А какова Ваша позиция?
Это правильно, так происходит во всем мире, где хорошо развита индустрия кино. Я не сказал бы, что это – единственный шаг, но то, что это новая замечательная дверь – это правда. В Америке в сериалах, фильмах, различных телемуви порой слышишь такие хиты! «Maroon 5» написали так много хитов для всевозможных сериалов! Лично я предпочитаю использовать в фильмах не раскрученные хиты, а что-то новенькое.
Беседовал Кирилл Радченко.
www.km.ru