rispost

Сергей Соседов: «Будет ли «Х-Фактор» в России? А если будет, то каким?»

марта 1st, 2011

Посетители нашего портала давно уже соскучились по эксклюзивным материалам этого незаурядного журналиста и музыкального критика. Увы и ах, Сергей сейчас много времени проводит на Украине, участвуя там в различных телевизионных шоу.


Кстати, знаете ли вы, что такое «Х-Фактор»? Говорят, между прочим, что Украина ныне по качеству телепроектов сильно опережает Россию. Так ли это? Предлагаем вам, дорогие читатели, долгожданный отчет известного журналиста о проделанной им же самим работе. Думаем, его новое обозрение вызовет у вас, как и прежде, самый живой интерес.

ОТЫЩИТЕ В СЕБЕ ЗАГАДКУ

Как известно, слухами земля полнится. Многие меломаны в России уже наслышаны, что в январе наступившего года на популярном украинском телеканале СТБ закончилось масштабное интерактивное эстрадное шоу «Х-Фактор». Это конкурс неизвестных (или малоизвестных доселе) певческих талантов, отобранных путем многоуровнего кастинга в шести городах Украины: Днепропетровске, Донецке, Харькове, Львове, Одессе и Киеве. Из нескольких тысяч желающих соревноваться за лидерство и выиграть таким образом два миллиона гривен (это около 250 тысяч долларов) было выбрано 12 счастливчиков (а точнее – творческих единиц). Они-то и демонстрировали свои таланты в прямом эфире перед миллионами телезрителей, а те в свою очередь голосовали за них звонками и эсэмесками.

Жаль, что этот конкурс-представление наши зрители не видели: мало кто имеет возможность смотреть украинское ТВ – не у всех есть «тарелка» с соответствующим пакетом телеканалов, а в Интернете (где выложены все эфиры украинского «Х-Фактора») у людей обычно другие интересы.

Тем не менее зрелище это стоит того, чтобы о нем рассказать. «Х-Фактор» – это британский формат, канал СТБ просто приобрел у англичан лицензию. Само словосочетание предполагает наличие некоего ценного качества, которое делает того или иного человека интересным для большого круга людей. Это может быть какой бы то ни было талант, харизма, обаяние личности, особый, тайный ее мир, да мало ли что еще. Это и есть Х-Фактор. То есть загадка.

Увы, в России подобного проекта еще не было, я бы назвал его симбиозом «Фабрики звезд» и «Народного артиста». Сначала (весной прошлого года) проводились массовые прослушивания на площадях крупных городов Украины (там собиралось по две тысячи человек и более), затем (в июне) наиболее голосистых претендентов (по 120 – 130 человек из каждого города) привозили в Киев, где в огромном Дворце спорта лучших из них в присутствии публики отбирало жюри, в состав которого входили киевский продюсер Игорь Кондратюк (известный россиянам как знаток команды Андрея Козлова в игре «Что? Где? Когда?»), популярный рэпер Серега («Черный бумер»), певица Ёлка и я.

Кастинг занимал несколько дней и длился по 12 – 14 часов. Каждый исполнитель представлял по одной-две песни (это были, как правило, популярные советские, российские, украинские и зарубежные шлягеры) в живом голосе под минусовую фонограмму. Таким образом было отобрано около 300 человек. После этого им предстояло еще три тура предварительного конкурса.

Очередной этап: из почти 300 певцов компоновали тройки (за одну ночь начинающим артистам предстояло разучить какой-либо хит и разложить его на партии для троих) – естественно, это труднейшее испытание отсеяло более двух третей поющих новичков (к слову, мало кто из уже состоявшихся артистов, больших эстрадных звезд смогли бы красиво сделать это, да еще за несколько часов!) Оставшейся сотне (даже меньше) претендентов предстояли сольные выступления под живой аккомпанемент рояля в киевском Театре оперетты. В результате осталось 24 счастливчика – по шесть исполнителей для каждой категории. А категорий было четыре: «Юноши» (от 15 до 24 лет), «Девушки» (в той же возрастной вилке), «Старше 25 лет» (мужчины и женщины; верхний возрастной предел неограничен) и «Группы» (дуэты, трио, квартеты и т. д., независимо от возраста участников). На этом этапе руководство канала тайным решением назначало каждому из членов жюри определенную категорию. Игорь Кондратюк получил «Девушек», Ёлка – «Юношей», Серега – «Группы», а мне досталась «Старше 25». Таким образом, мы становились не только членами жюри, но и продюсерами своих будущих участников.

Последний этап конкурса перед прямыми эфирами – превращение «шестерок» в «тройки». Для каждого из членов жюри (продюсеров) и его подопечных телеканал СТБ снял особняк в пригороде Киева для проведения завершающего отбора. Нам в помощь были приглашены известные деятели шоу-бизнеса, которые по идее проекта своими советами способствовали бы принятию наиболее верного решения. У Сереги это была оперная дива Любовь Казарновская, у Ёлки – фронтмен группы «Ногу свело» Максим Покровский, у Кондратюка – победитель «Евровидения» Александр Рыбак. Ну а ко мне приехала моя замечательная подруга Лолита. Не знаю, насколько повезло моим коллегам, но, кажется, наше с Лолитой отборочное «шоу» было признано зрителями самым ярким, эффектным и запоминающимся. Впрочем, зная Лолиту, иначе, конечно, и быть не могло.

ДЛЯ КОГО НЬЮ-ЙОРК – ПОТОЛОК, А ДОНЕЦК – ЗОЛОТОЕ ДНО

Я не буду вдаваться в подробности конкурсной борьбы, поскольку имена отобранных артистов абсолютно ничего не говорят российскому слушателю. Для начала их стоило бы попросту увидеть и услышать. Скажу лишь, что в моей категории оказался артист, который мало-мальски известен и украинской, и российской аудитории – как бывший участник дуэта «Барселона», занявшего четыре года назад второе место на конкурсе «Новая волна» в Юрмале. Это Владимир Ткаченко. Мои коллеги по жюри поначалу не слишком хотели брать его в шоу, поскольку он уже имеет опыт концертных выступлений, поднаторел в конкурсных баталиях, и если не смог достичь при этом популярности и раскрутиться, то, как сказал Серега, он уже «сбитый летчик». По разным причинам не были отобраны в «щестерки» и другие талантливые исполнители, в основном девушки. В частности Оксана Шевкун, блистательно спевшая «Нью-Йорк, Нью-Йорк», и оказавшаяся моей большой поклонницей Нина Шаталова – настоящая кабаретная дива с удивительно мощным, низким красивым голосом и незаурядными актерскими данными. Нину сочли «излишне вульгарной и эпатажной», не отрицая, впрочем, ее профессионализма, а про Оксану высказались в том плане, что «Нью-Йорк, Нью-Йорк» – это ее потолок. А мне очень хотелось, чтобы эти певицы оставались в проекте. Я хотел бы с ними работать. Однако спорить было бесполезно, и когда встал вопрос об «отставке» Вовы Ткаченко, я уперся рогом: «Хоть один профессионал да должен быть в шоу! Почему вы берете каких-то неумех?!» В общем, хоть и с трудом, но Володю мне отстоять удалось. О чем я вовсе не жалею, хотя Ткаченко оказался человеком с, мягко говоря, непростым характером. Но это уже детали.

Как бы то ни было, все группы участников (при деятельном участии «звездных» помощников) были в итоге укомплектованы. И пусть избранные исполнители оказались, повторяю, мало кому знакомыми и неоднородными по своему творческому потенциалу, их имена все же достойны упоминания. Итак, девушки: Мария Рак, Татьяна Зотова, Маша Стасюк; юноши: Алексей Кузнецов, Александр Кривошапко, Дмитрий Скалозубов; «Старше 25»: Владимир Ткаченко, Ирина Борисюк, Юрий Богуславский; «Группы»: «Дети капитана Гранта», дуэты Александр Павлик – Сергей Семенов, Дмитрий Монатик – Иван Сафаров.

С конца октября начались прямые эфиры, все конкурсанты работали, как и прежде, исключительно вживую, и к каждой субботе каждому из них необходимо было разучить новую (для них) песню (пелись, как и на предыдущих этапах, только хиты). Нам, продюсерам артистов, совместно с руководством канала каждую неделю предстояло согласовывать выбор композиции, особенности аранжировки (их делали специально под артистов профессионально обученные на проекте люди) и сценические постановки (браво хореографу Тане Денисовой, режиссеру Максу Литвинову, блистательным артистам балета, осветителям, пиротехникам и всей постановочной команде). Работа шла довольно тяжело, но в целом вдохновенно, творчески, хотя и не без трений и даже скандалов. Все, как и полагается на такого рода проектах. Исполнители зачастую хотели петь одно, мы предлагали им другое, руководство настаивало на третьем, и в результате долгих обсуждений все приходили к какому-то компромиссу.

Артисты работали, как проклятые. Их день начинался в девять, а то и в восемь утра: разучивание песни, репетиции, съемки профайлов (коротких видеосюжетов к очередному туру конкурса), работа с педагогом по вокалу, постановка номера на сцене и т. д. А еще надо было держать себя в форме: ходить в тренажерный зал, делать (хоть иногда) гимнастику, пробежки, отказываться от возлияний… График работы был чрезвычайно напряженный, и, конечно, не все и не всегда с ним справлялись успешно. Были и болезни, и несмыкание связок, и нервные срывы… В середине проекта уже никто и не думал об этих победных двух миллионах – только бы не сорваться и хорошо выступить. Эти деньги казались даже несоразмерно малыми по сравнению с теми колоссальными затратами труда, энергии и здоровья, которые выплескивали конкурсанты.

Тем не менее денежный приз обрел-таки своего владельца. Скажу прямо, его получил не самый сильный артист проекта. Более того, телеканал изначально не делал на него никаких ставок. Не было и никаких подтасовок с эсэсмесками – за этим тщательно следила известная украинская аудиторская компания, которую в свою очередь курировала британская сторона. И если бы вскрылись какие-то махинации, телеканалу грозил немалый штраф. Риск в данном случае был бы просто неоправдан. Поэтому все обвинения обиженных поклонников того или иного артиста в продажности телеканала и судей нисколько не обоснованны и даже глупы. На нас никто не давил, и я, например, все свои решения принимал только по велению своей души и совести.

На самом деле все решали голоса украинских зрителей, а они в основном голосовали, как водится, сердцем. А это значит, что их волновал, в общем, не талант артиста, а его, так скажем, история, «легенда». Типа того, что «у него было трудное детство», «жил в бедной семье», «рано начал самостоятельную жизнь» и т. д. Стоило, например, рассказать об участнике, что он сын шахтера, который стал инвалидом, а самому артисту зарыдать в прямом эфире из-за того, что он, исполняя песню, расчувствовался от воспоминаний о расставании с любимой девушкой, – все, в следующих турах он мог вовсе ничего уже не петь, а просто выходить на поклоны: голоса зрителей были в его руках. К слову, этот человек и стал в итоге победителем. Все мы хорошо наслышаны о том, что такое шахтерское братство, а Донецкая область (Донбасс) – это огромный регион, восточная Украина. Оттуда родом, кстати, и президент Янукович, там имеет колоссальный вес и знаменитая украинская «Партия регионов». В общем, выводы, друзья, делайте сами.

Больщую роль играло и обаяние артиста. 18-летняя Танечка Зотова, например, петь почти не умеет, но у нее удивительное лицо, очень интересная, подвижная мимика. В ней есть то, что я называю словом «манкость». Но не было ни одного выступления, когда бы Таня спела песню чисто, без грубых ошибок и откровенной фальши. Тем не менее пять суббот подряд голосами зрителей она исправно проходила из тура в тур, ни разу не попав в номинацию на вылет (такая же существует, к примеру, в шоу «Ледниковый период» и «Танцы со звездами»). В то время как другие, куда более талантливые, голосовые артисты с абсолютным слухом (например мой Вова Ткаченко или Маша Рак) попадали в эту неприятную номинацию, случалось, и не один раз. Вот и пойми эту публику. Впрочем, если бы это шоу проводилось в России, думаю, результаты голосования были аналогичными.

КОГДА ЖЕ ПУГАЧЕВА НАЧНЕТ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ТАЛАНТЫ В РОССИИ?

Кстати, «Х-Фактор» на Украине имел сумасшедший успех и признан самым рейтинговым телепроектом последнего времени. Качественный живой звук, хорошая сценография, эффектные постановки кадра, чуткая монтажная работа – все было сделано на высоком европейском уровне. Это признали и англичане. У нас в России, мне кажется, такого качества телевизионного продукта еще не было (ну, может быть, только «Ледниковый период» на Первом канале). С другой стороны, фурор «Х-Фактора» на Украине всколыхнул и наших телевизионщиков.

Если помните, еще совсем недавно в прессе громогласно объявлялось, что в феврале этого года в эфире телеканала «Россия» стартует шоу «Алла Пугачева открывает таланты» (или что-то в этом роде, названия точного не было). Так вот, идея этого проекта родилась именно из «Х-Фактора». Как известно, руководство РТР предложило Пугачевой сделать «Х-Фактор» в России. На что Примадонна, поразмыслив, ответила: «Зачем вам «Х-Фактор», если у вас есть я?» Тем не менее, она запросила в Киеве все записи эфиров украинского шоу. Прежде всего, ей не понравилось название: «Ну что это такое – Х-Фактор?» А тщательно проанализировав концепцию английского проекта, поняла, что для России такой формат вовсе непригоден. Понимаете, одно дело проводить кастинги в небольшой стране (в той же Великобритании, Украине) и совсем другое – в таком необъятном по территории царстве-государстве, как Россия. Да пока объедешь Калининград, центральные регионы, Урал, Сибирь, Камчатку и Сахалин пройдет не меньше года! Тем временем все эти бесконечные кастинги заформализуются, превратятся в рутину, и к проекту уже попросту пропадет интерес. Для России, безусловно, нужна другая схема. Но Пугачева ее еще не придумала, поэтому запуск ее проекта отложится, скорее всего, до осени.

Тем временем Примадонна вовсе не скучает. У нее полно других планов, в том числе и на Украине. Совсем недавно на здешнем телеканале «Интер» запущена любимая когда-то в Советском Союзе «Утренняя почта», которую Пугачева ведет вместе с Галкиным. Известно, что в декабре прошлого года они записали вместе подводки для порядка 15 – 17 программ. Планируется также под Аллу и некий летний музыкальный фестиваль в Крыму. Говорят еще, что Пугачева вновь почтит своим присутствием конкурс «Новая волна» в Юрмале. В общем, любимая певица вновь возвращается, и это прекрасно.

Ну а все-таки – будет ли «Х-Фактор» в России? А если будет, то каким? Поживем – увидим.

Сергей СОСЕДОВ,
Киев – Москва

Читайте также:

Сергей Соседов о результатах «Евровидения – 2010»

Сергей Соседов: «Дискотека 80-х – сенсация, которой…не было»

Сергей Соседов: «Песни, словно шапка, не по сеньке»

Сергей Соседов: «Бойтесь штатных болтунов!»

Сергей Соседов: «Концерт Петра Дранги – халтура за бабки!»

Сергей Соседов: Открытое письмо Стасу Пьехе

Сергей Соседов о юбилейном концерте группы «МАШИНА ВРЕМЕНИ»

Сергей Соседов о новых альбомах Патрисии Каас и Александра Рыбака

Сергей Соседов о рождественских альбомах Барбры Стрейзанд и Боба Дилана

Сергей Соседов об опере Александра Градского и новом альбоме Уитни Хьюстон

Сергей Соседов: «Счастье, что нам есть что вспомнить…»

Сергей Соседов о новогодне-рождественской телепрограмме

Сергей Соседов о феномене Сезарии Эворы

Сергей Соседов о концерте певца Сергея Трофимова

Сергей Соседов о концертах «На-На» и Надежды Бабкиной

Сергей Соседов о Валентине Толкуновой и Любаше

Сергей Соседов о премьере в Большом, «Новых русских бабках» и Роме Кенге

Сергей Соседов о мюзикле «Красавица и чудовище» и новом альбоме Томаса Андерса

Сергей Соседов рассказывает о Михаиле Плоткине

Сергей Соседов о концерте в День Победы на Первом канале и выступлении «Бриль Family»

Сергей Соседов о мюзикле Максима Дунаевского «ЛЮБОВЬ И ШПИОНАЖ»

Сергей Соседов о концертах Аллы Пугачевой и Николая Носкова

Сергей Соседов о фестивале «Славянский базар»

Сергей Соседов на фестивале «Славянский базар» (Интервью с Ларисой Долиной) 

Сергей Соседов о книге Ксении Собчак «Энциклопедия лоха»

Сергей Соседов о годовщине смерти Виктора Цоя и новой книге Андрея Макаревича

www.km.ru

При наполнении сайта использована информация из открытых источников. Владелец сайта не несет ответственности за недостоверную и заведомо ложную информацию размещенную на страницах сайта. При использовании информации опубликованной на нашем сайте, ссылка обязательна.
Реклама на сайте: