Сергей Соседов. Рассказы о Родине
сентября 20th, 2010
Одно из главных событий сентября – московская книжная ярмарка, традиционно проходившая на ВВЦ. Это шесть дней, которые собирают в одном огромном павильоне всю читающую столицу. Здесь можно встретить известных актеров, политологов, телеведущих, ученых. Популярные писатели стараются приурочить выпуск своих новых произведений именно к открытию этого пышного книжного базара. Они представляют книги читателям (иногда в форме лекции), отвечают на вопросы, подписывают томики…
На ярмарке побывал и я. Конечно, не удержался и приобрел несколько любопытных новинок, об одной из которых хочу вам сегодня рассказать.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
Что за вопрос, спросите вы. А между тем мало кто из представителей нового поколения знает этот зачин из некогда популярной песни. Но я на сей раз не о музыке.
Давно ли вы, друзья, читали яркие, увлекательные рассказы о… Родине? Нет, не о ратных подвигах воинов, не о бескрайних просторах России-матушки, не о великой русской жертвенности, даже не о полете Юрия Гагарина в космос, а – современные рассказы о нашей, сегодняшней стране? Такой, какая она есть?
Не читали, конечно. Тогда обязательно найдите недавно вышедшую книгу молодого писателя Дмитрия ГЛУХОВСКОГО, которая так и называется – «РАССКАЗЫ О РОДИНЕ».
Это сборник броских, разноплановых, местами виртуозно разработанных сюжетов, объединенных темой нынешнего российского бытия. Герои этих рассказов – президенты и министры, алкаши и гастарбайтеры, честный милиционер и коррумпированные чиновники, профессор-геолог и губернатор далекого края, бизнесмены и журналисты, космонавты и инопланетяне, сельчане и горожане…А поскольку бытие наше шаткое, странное, часто страшное и труднообъяснимое, то и рассказы Глуховского – как отражение этого бытия – при всей их яркости, незлобивой ироничности и лихой сюрреалистичности такие же страшные. По своей сути и содержанию. Хотя по форме очень даже занимательные – где-то смешные, веселые, прикольные. Во многом, конечно, это сатира, эзопов язык. Как у Салтыкова-Щедрина.
Вот, например, ученый-исследователь Штейн, открывший Преисподнюю. Или считающий, что открыл. Но его никто не ценит, коллеги над ним глумятся. Важный человек из «Газпрома» предупреждает, что кричать об этой сенсации нельзя, потому что «у нас в стране каждый день делаются открытия, о которых нельзя говорить» и сообщает о присуждении Штейну Госпремии. Главное, чтобы он молчал, потому что… «прямая поставка природного газа ООО «Газпром» из Преисподней» уже давно идет. Но сделка эта – государственная тайна. В качестве альтернативы ученому предлагается выбрать авторство одного из трех научных прорывов, которые только что рассекречены. Но он отказывается и планирует заняться… астрономией, благо «Газпром» НЕ ФИНАНСИРУЕТ эти исследования. Профессору не нужны деньги – он работает за идею. Хотя живет в небольшой квартирке и ездит на метро. Ну, каково? А слышали ли вы что-нибудь о силиконовом мозге, который внедряется в темечко человека в виде… чипа? Деловым людям предлагается пакет «Бизнесмен», включающий «лицензионную копию «1С: Предприятие», «1С: Бухгалтерия», живой апдейт основных котировок плюс база сайта Индивидуалки. ру», а девушкам – пакет «Интеллектуальная блондинка», куда входят «содержание всех номеров Vogue и L’Officiel за последние три года плюс школьная программа до одиннадцатого класса включительно»... И глупая блондинка автоматически становится умной. А если ей внедрить в мозг программу важных научно-исследовательских разработок?! Конечно, это фантастика, но кто скажет, такая уж ли далекая? А вот жуткий рассказ о том, как таджикских гастарбайтеров сбрасывают с высоких этажей строящихся небоскребов, имитируя несчастный случай, затем из еще теплого трупа разрезают все органы и продают их, зарабатывая фантастические барыши. На все есть свой тариф. И, право, подобные истории отнюдь не кажутся таким уж вымыслом.
Кстати, в рассказах под вымышленными именами узнаются часто вполне реальные люди. Тележурналист Андрей Богов – это, несомненно, Владимир Соловьев (как мы знаем, его программу закрыли на одном телеканале, но потом открыли на другом), телеведущая Екатерина Алексеева – это явно Екатерина Андреева, Андрюша – Андрей Малахов, ну а с персонажем по имени Чубакка, по-моему, все ясно и без объяснений.
Досталось и первым лицам страны. Так, в истории «Иногда они возвращаются» главные фигуры – сегодняшние Президент и премьер-министр России. Правда, их автор удостоил не именами, а порядковыми числительными – «первый» и «второй». По сюжету они ныряют с яхты с аквалангом. Первый в воде нечаянно рассек второму воздушный шланг карабином. Еще немного и у того закончилось бы дыхание, но тут «в пустоте перед ним возник его напарник. Оторвал от себя струящийся кислородом патрубок и протянул ему. Вверх поднимались медленно, с остановками. Дышали по очереди». Ну прямо целая иносказательная история восхождения к власти Путина и Медведева! «И хотя впереди еще было немало формальностей, именно в этот исторический момент второй снова стал первым, а первый – вторым». В общем, смело написано.
Кстати, можно ли забеременеть, глядя и молясь на портрет Национального Лидера? Героини новеллы «Явление» это сделать смогли. Причем все, как одна. Вот и не верь теперь в непорочное зачатие.
Автор рассказов коснулся и темы российских выборов. Важный чиновник Сергей Васильевич Чистяков проиграл их. Хотя до этого никогда не проигрывал, всегда был на плаву. Да и лет ему немало. И вот – профукать выборы! Для него это конец жизни, конец света, он идет к Председателю Избиркома, чтобы тот отменил результаты, нужные голоса будут набраны: «Да, господибожемой, впервой нам, что ли?.. Тут прибавим, тут убавим, тут у нас дурдом проголосует, тут тюрьма поддержит единогласно, тут морг, да и студенты еще на многое способны! А пенсионеры!» Но председатель непреклонен: «Народ уже сделал свой выбор. Вам придется уйти». Да, пришли иные времена, и голоса избирателей теперь считают не люди, а машины. «Но кто же тогда вводит цифры?» – Чистяков поехал искать правду в Москву. И когда спокойный голос на другом конце провода сообщил ему: «Наши люди», старик растаял: «Тогда, значит, ничего не переменится?.. Все останется, как раньше?». – «Конечно… Ничего не изменится». – «Слава богу, – Сергей Васильевич умиротворенно сомкнул веки. – Теперь и помереть не страшно».
Что это – юмор, ирония, постсоветский сюр? Да нет же. Это правда жизни. Только не нашей, а тех, кого мы выбираем. Или тех, которые выбирают себя сами, но якобы от нашего имени. А потом сидят во власти десятилетиями, и их пушкой оттуда не вышибить.
Однако квинтэссенцию мысли о специфике российских выборов и нравах нашей власти Дмитрий Глуховский, как и полагается, вложил в уста двух провинциальных алкашей, заспоривших за стаканом водки с добавлением нанороботов (!), отчего Америка так легко выбрала чернокожего Обаму. «Мне понять надо, – занюхивая рукавом водку, выдохнул один из них, – почему у них, чтобы негра поставить, надо ПРОСТО ПРОГОЛОСОВАТЬ, а у нас, КРОМЕ РЕВОЛЮЦИИ, никак не получится?» Вот уж вопрос, на который не найти утешительного ответа. Браво автору, который в художественной форме умеет элегантно затронуть столповые проблемы политической жизни России и ее менталитета. Как вы уже поняли, повествование в «Рассказах о Родине» строится на причудливом сочетании реального и выдуманного, рационального и метафизического, были и сказки. Книга, помимо развлекательного момента, заставляет думать, анализировать, сопоставлять. Мыслящий читатель обязательно остановится, сделает паузу, попытается дать свои ответы на все риторические (и не только) вопросы, за смешным увидит серьезное, за анекдотичным – правдивое. И обязательно обратится к себе, к своей памяти и… душе.
И еще. В аннотации к изданию написано, что это «провокация, скандал, бомба». Думаю, это не так. Ничего страшно скандального, а тем более провокационного, в книге нет. Все, о чем талантливо и очень острым литературным языком пишет Глуховский, витает в разговорах на российских кухнях, улицах, полустанках, да и в… самом воздухе России. А вот с тем, что это «первая за долгое время попытка честно рассказать о нашей Родине глазами нового поколения», я абсолютно согласен.
Сергей СОСЕДОВ
Читайте также:
Сергей Соседов о результатах «Евровидения – 2010»
Сергей Соседов: «Дискотека 80-х – сенсация, которой…не было»
Сергей Соседов: «Песни, словно шапка, не по сеньке»
Сергей Соседов: «Бойтесь штатных болтунов!»
Сергей Соседов: «Концерт Петра Дранги – халтура за бабки!»
Сергей Соседов: Открытое письмо Стасу Пьехе
Сергей Соседов о юбилейном концерте группы «МАШИНА ВРЕМЕНИ»
Сергей Соседов о новых альбомах Патрисии Каас и Александра Рыбака
Сергей Соседов о рождественских альбомах Барбры Стрейзанд и Боба Дилана
Сергей Соседов об опере Александра Градского и новом альбоме Уитни Хьюстон
Сергей Соседов: «Счастье, что нам есть что вспомнить…»
Сергей Соседов о новогодне-рождественской телепрограмме
Сергей Соседов о феномене Сезарии Эворы
Сергей Соседов о концерте певца Сергея Трофимова
Сергей Соседов о концертах «На-На» и Надежды Бабкиной
Сергей Соседов о Валентине Толкуновой и Любаше
Сергей Соседов о премьере в Большом, «Новых русских бабках» и Роме Кенге
Сергей Соседов о мюзикле «Красавица и чудовище» и новом альбоме Томаса Андерса
Сергей Соседов рассказывает о Михаиле Плоткине
Сергей Соседов о концерте в День Победы на Первом канале и выступлении «Бриль Family»
Сергей Соседов о мюзикле Максима Дунаевского «ЛЮБОВЬ И ШПИОНАЖ»
Сергей Соседов о концертах Аллы Пугачевой и Николая Носкова
Сергей Соседов о фестивале «Славянский базар»
Сергей Соседов на фестивале «Славянский базар» (Интервью с Ларисой Долиной)
Сергей Соседов о книге Ксении Собчак «Энциклопедия лоха»
Сергей Соседов о годовщине смерти Виктора Цоя и новой книге Андрея Макаревича
www.km.ru