Сергей Соседов о фестивале «Славянский базар»
июля 19th, 2010
ЭХО БАЗАРНЫХ СТРАСТЕЙ… Вот и отшумел очередной «Славянский базар в Витебске». Что он оставил после себя? Пекло асфальта, мимолетные приятные встречи, несколько интересных концертов, гала-представления открытия и закрытия. И едва отгремели залпы финального церемониального салюта, всех российских журналистов, артистов и их менеджеров – без сна и отдыха – быстренько собрали и с первыми лучами солнца отправили в Москву. И впрямь: неча пробавляться витебской благодатью: фестиваль закончился – как говорится, пошли все вон, дома отоспитесь. Думаю, однако, российская делегация достойна большего уважения, нежели сиюминутное скорейшее выдворение. Как ни крути, это не самые последние люди на «Базаре».
ВЫБОР РУЛЕТКИ: СЕМЕРКИ – ЗА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ДЕСЯТКИ – ЗА ГОЛОСЬБУ
Это был самый слабый конкурс за последние лет десять. Исполнители большей частью неинтересные, общего лица, без ярко выраженной индивидуальности, зато с большими, иерихонскими голосами. В первом туре песен практически никто не пел – это были сложные, на две-три октавы вокальные экзерсисы, упражнения для голоса, но не песни. Потому что песня – это не сумасшедшая вокальная гонка с многочисленными мелизмами и фиоритурами, а – красивая мелодия с интересным ходом развития, ритмикой, благозвучными гармониями, изобретательной аранжировкой и, конечно, со смыслом и душой. Да и вообще, песня – это прежде всего душа. Душа артиста, композитора, поэта. Душа народа. Как это ни банально звучит. Об этих качествах самого демократичного музыкального жанра на конкурсе напрочь забыли.
Например, выходит на сцену казашка Динара СУЛТАНГАЛИЕВА и в первом туре отчаянно голосит замудреную вещицу какого-то национального автора. Судьи дают ей 86 баллов. Она лидер по итогом первого дня конкурса. Зато когда во втором туре она поет давний пронзительный шедевр Виктора Резникова «Телефонная книжка» становится ясно, что артистка не вполне понимает, о чем поет. Трепетно-светлый сюжет песни, навеянный воспоминаниями о когда-то угасшей и вновь воскресшей любви, в полной мере она не доносит, хотя местами как будто пытается сделать это. В итоге III премия (161 балл).
Впрочем, свое место артистка разделила с белорусом Денисом ВЕРШЕНКО и македонцем Йоце ПАНОВЫМ, набравшими оба по 160 баллов. Вершенко, несомненно, красив, мужествен, фактурен, но – тяжеловат. Как вокально, так и в плане артистизма. Он стоит на сцене, как монумент. Ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад. Ну, слон в посудной лавке. Певец совершенно не умеет пользоваться своими внешними данными. А может, таким образом сказывается творческая ненаполненность конкурсанта. Йоце Панов был гораздо демократичнее, увереннее, свободнее. Вел себя на эстраде очень по-свойски. Его мягкий, приятно льющийся голос понравился публике. Да и судьи не остались равнодушны: несмотря на то, что в первом туре македонец спел довольно простую в вокальном отношении вещицу, они оценили его высоко – 80 баллов.
Чувство глубокого разочарования оставила после себя армянка Анаит ШАХБАЗЯН. Известно, что певицы этой национальности часто уже генетически обладают глубокими грудными голосами, бархатными, слегка маслянистыми тембрами, особым вкусом в выборе музыкального материала и необыкновенным шармом. Здесь же было все с точностью до наоборот. Анаит основательно вокализирует во второй-третьей октаве, при этом ее голос не имеет приятной тембровки и часто вызывает ассоциацию с «железом по стеклу». Во втором туре певица с большой помпой исполнила роскошную голосовую композицию Александра Журбина на стихи Ильи Резника «Мольба», но от излишнего усердия выдала несколько лажовых нот. Слушать это можно было с большим трудом, да и, как утверждают психологи, небезопасно для здоровья. Тем не менее за эту патологически неумеренную голосьбу конкурсантка заработала II премию (165 баллов).
Чуть более сдержанно проявила себя украинка Инна ВОРОНОВА, разделившая с армянкой ту же премию со своими 163 баллами. У Инны прекрасный, сильный, большой голос, которым она свободно владеет, однако своего лица, своего образа у артистки нет. Таких певиц на Украине пруд пруди. Зато очень выигрышно смотрелся грузин Лаша РАМИШВИЛИ. Крупный, брутальный, с луженой глоткой, он сразу же покорил и слушателей, и жюри. В первом туре он вдохновенно, но достаточно жестко исполнил сложную композицию-распев Гии Канчели, а во втором – приятно удивил певучей интерпретацией старого прелестного хита «Зачарованная моя», причем спетого на белорусском языке. Жюри, естественно, не скупилось на оценки, и Лаше с его суммарными 170 очками серьезно светил Гран-при. Однако его ровно двумя баллами перекрыл хорват Дамир КЕДЖО. В итоге Рамишвили досталась первая премия, а Кеджо – главный приз.
Певец из Хорватии в первом туре ничем не выделялся среди своих коллег – такая же невнятная песня, такое же стандартное исполнение. Зато во втором туре он был особенно лиричен и медоточив. Его голос лился легко, свободно и рождал романтические чувства. Однако сказать, что Кеджо был на голову выше всех, конечно, нельзя. Его перевес в два балла – не более чем арифметическая погрешность. Кстати, и Лаше Рамишвили при всех его достоинствах, как говорится, еще пахать и пахать: и над голосом, и над образом, и над умением доносить песенное слово, и над сценическими манерами. Увы, очень разочаровала россиянка Анна МАЛЫШЕВА. В песенке Геннадия Гладкова и Юрия Энтина «Мы к вам заехали на час» из мультфильма «Бременские музыканты» она была от волнения суетна, экзальтированна и «маловокальна», а в балладе «Снилось мне» из репертуара группы «Воскресение» – неорганична и скучна. Артистка явно не готова к подобного рода конкурсам. Это уровень художественной самодеятельности.
Несколько слов необходимо черкнуть и о традиционно странной работе жюри. В него в этот раз вошли известные певцы: Инна АФАНАСЬЕВА (Беларусь), Нагима ЕСКАЛИЕВА (Казахстан), Интарс БУСУЛИС (Латвия), Хелена ВОНДРАЧКОВА (Чехия), Желько ЙОКСИМОВИЧ (Сербия), Джиллиан АТТАРД (Мальта), Драгомир ДРАГАНОВ (Болгария), Игорь КОРНЕЛЮК (Россия).
Так вот сказать, что жюри оценивало конкурсантов непредвзято и справедливо, значит покривить душой. Скорее это были оценки «от фонаря». Если что-то и оценивалось, то только вокальные данные. А такие важные «составляющие» артиста, как наличие индивидуальности, образ, актерское мастерство, умение взаимодействовать с публикой не брались в расчет совершенно. Более того, обнаружилась отвратительная тенденция: члены жюри, дабы «возвысить» конкурсанта из собственной страны, намеренно занижали баллы его, так скажем, не менее сильным (или не более слабым) конкурентам.
Любопытно, что председатель жюри Таисия ПОВАЛИЙ на предварительной пресс-конференции много говорила как раз о честном и объективном судействе, о том, что певцу, помимо голоса, нужны еще индивидуальность, вкус и обаяние. Но вот незадача: когда на сцену вышел маленький трогательный певец из Литвы ДЕЙВИС – артист пусть не выдающийся, но явно с «выраженьем необщего лица», бесподобно лучистыми глазами и своеобычной повадкой, она (как и другие члены жюри) вмиг забыла о своих декларациях, и вся «индивидуальность» Дейвиса вылилась в более чем скромные оценки: 7, 7, 7, 7… Правда, жюри может возразить: мол, ничего «сверхъестественного» в литовском певце не заметило, но в таком случае В КОМ оно и ЧТО могло вообще разглядеть?
И уж совсем дико смотрелись хамски низкие оценки, выставленные, пожалуй, самому профессиональному конкурсанту, певцу из Боснии и Герцеговины Вукашину БРАЙИЧУ (кстати, артист в этом году попал в финал «Евровидения» и очень хорошо там прошел). Он показал не только прекрасный юношеский вокал, чистую интонировку и довольно неплохие песни, но и – единственный из всех участников конкурса! – умение свободно осваивать сценическое пространство и запросто общаться с залом. Видимо, этого-то ему и не простили: типа, ты еще не звезда, чтобы позволять себе такое! А вот мы тебя, такого-растакого, зарежем! И выставили финалисту «Евровидения» во втором туре… 68 баллов. Для сравнения: белорусский артист, которому до Брайича во всех смыслах как пешком до Тулы, получил от жюри в этом же туре аж 82 балла! Почему? Да и козе понятно: участник конкурса от страны-хозяйки «Базара» непременно должен стать лауреатом, иначе батька Лукашенко, патрон фестиваля, так взгреет, что мало не покажется.
Таковы итоги этого в целом малоинтересного конкурса. Он закончился многочисленными обидами и разочарованиями. Не дождавшись объявления результатов и церемонии награждения победителей уехали в расстроенных чувствах молдаванка Ольга ГОРЧИНСКИ и уже упоминавшийся Дейвис… Да и о каких победителях речь? Как всегда, все эти призы и премии во многом произвольный выбор рулетки, запущенной холодной, равнодушной рукой, параллельно раскладывающей политический пасьянс.
Сергей СОСЕДОВ,
Витебск – Москва
Читайте также:
Сергей Соседов о результатах «Евровидения – 2010»
Сергей Соседов: «Дискотека 80-х – сенсация, которой…не было»
Сергей Соседов: «Песни, словно шапка, не по сеньке»
Сергей Соседов: «Бойтесь штатных болтунов!»
Сергей Соседов: «Концерт Петра Дранги – халтура за бабки!»
Сергей Соседов: Открытое письмо Стасу Пьехе
Сергей Соседов о юбилейном концерте группы «МАШИНА ВРЕМЕНИ»
Сергей Соседов о новых альбомах Патрисии Каас и Александра Рыбака
Сергей Соседов о рождественских альбомах Барбры Стрейзанд и Боба Дилана
Сергей Соседов об опере Александра Градского и новом альбоме Уитни Хьюстон
Сергей Соседов: «Счастье, что нам есть что вспомнить…»
Сергей Соседов о новогодне-рождественской телепрограмме
Сергей Соседов о феномене Сезарии Эворы
Сергей Соседов о концерте певца Сергея Трофимова
Сергей Соседов о концертах «На-На» и Надежды Бабкиной
Сергей Соседов о Валентине Толкуновой и Любаше
Сергей Соседов о премьере в Большом, «Новых русских бабках» и Роме Кенге
Сергей Соседов о мюзикле «Красавица и чудовище» и новом альбоме Томаса Андерса
Сергей Соседов рассказывает о Михаиле Плоткине
Сергей Соседов о концерте в День Победы на Первом канале и выступлении «Бриль Family»
Сергей Соседов о мюзикле Максима Дунаевского «ЛЮБОВЬ И ШПИОНАЖ»
Сергей Соседов о концертах Аллы Пугачевой и Николая Носкова
www.km.ru