Сергей Соседов о результатах «Евровидения – 2010»
июня 1st, 2010
Конкурс «Евровидение» обсуждают сегодня все, кому не лень. Пишут разное, захлебываясь в эпитетах и оценках. У музыкального критика Сергея Соседова, как всегда, свое, особое видение результатов конкурса и звучавших в нем песен. Особенно приятно и важно, что журналист, не соглашаясь с многими мнениями и репликами своих коллег, дает высокую оценку выступления на конкурсе Петра Налича и его коллектива. И эта поддержка молодого российского артиста в устах столь авторитетного человека дорогого стоит. Впрочем, у вас, дорогие читатели, может быть и своя точка зрения на итоги нашумевшего конкурса и выступление Петра Налича в частности. Так поделитесь же ею с нами. ЕВРОВИДЕНИЕ-2010: ПОБЕДА С ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАСЧЕТОМ Прежде всего, наверно, мы раз и навсегда должны забыть избитый штамп о том, что этот конкурс интересен якобы «только для домохозяек». Тот, кто пустил когда-то в прессу эту «великомудрую» мысль (а лучше сказать – величайшую глупость), просто цинично невежествен, а вовсе не остроумен. Хочется спросить: когда самые известные деятели из мира музыки, шоу-бизнеса и политики на всех каналах радио и ТВ с пеной у рта обсуждают выступления конкурсантов «Евровидения», а президенты и премьер-министры европейских стран благодарят их (своих артистов) за участие в этом рейтинговом мероприятии, – они что, все домохозяйки, няни, бэбиситтеры? Хватит уже чушь-то всякую тиражировать! (Это я обращаюсь к коллегам-журналистам.) Кстати, именно домохозяйкам этот конкурс всего менее интересен: например, милые старушки, что сидят целыми днями у нашего подъезда, только недоуменно пожимают плечами в ответ на мой вопрос: «Кто из певцов запомнился вам на конкурсе «Евровидение»?» Единственное, чего мне, как правило, удается от них добиться, это наивной фразы: «Да мы их никого не знаем, да и поют там все не по-русски. Ну, поют они и пляшут, и пусть, нам-то что? Вот нам пенсию грозятся в очередной раз прибавить, уж не знаем, верить ли…» Святая простота, ничего не скажешь. Впрочем, обратимся непосредственно к результатам конкурса. В этот раз, скажу честно, было очень стыдно за Германию, Ангелу Меркель и… всю Европу. Понятное дело, конкурс «Евровидение» – мероприятие затратное и далеко не всякая страна может провести его безболезненно для своего бюджета. (Во всяком случае, даже для Норвегии, при ее довольно высоком уровне жизни, выбросить на ветер «Евровидения» около 24 млн. евро – это очень круто.) Так вот, страны Евросоюза, до сих пор не оправившиеся от шоковой терапии финансового кризиса, вероятно, договорились, что в следующем году лучше доверить проведение конкурса Германии – локомотиву европейской экономики. Но тогда, уважаемые господа немцы, если все было предопределено заранее, надо было прислать на «Евро» хотя бы элементарно ПЕВЦА или ПЕВИЦУ, а не кукольного вида девочку-школярку ЛЕНУ, которая не только не умеет петь, но, видимо, даже не посещала уроков музыки в школе. Стыдно, господа коллективные «голосователи» от той или иной страны, когда первое место отдается откровенно бездарной артистке и такой же примитивной песне, тем более если вы так решили априори, еще не видя этой самой артистки и не слыша ее песни. Только откровенно «бесслухие» и ничего не понимающие в музыке люди могли искренне голосовать за немку. Но чтобы такой «бесслухой» была вся Европа, в это, конечно, верится с трудом. Этого просто не может быть. А значит, вновь сработали ПОЛИТИКА С ЭКОНОМИКОЙ. Воистину, когда бьют пушки – музы молчат. БРАВО, НАЛИЧ! И горько, что накануне «Евровидения» то там, то сям в прессе и Интернете раздавались недоброжелательные (а то и откровенно хамские) отклики как о коллективе Петра Налича, так и о нем самом. Болтали, что он непрофессиональный певец, плохой артист, неотесанный мужлан, а то, что он делает, это цыганщина, кабатчина и чуть ли не позор. Кто-то умудрился «предположить», что он не попадет даже в финал, другие прочили ему «почетное» последнее место! В общем, изощрялись, кто во что горазд. Как всегда, нет пророка в своем Отечестве, удивительная страна! Так и не научились мы ценить СВОЕ, родное, и смотрим всё куда-то на Запад, где нас никто не ждет, и восхищаемся тамошними кумирами, и подражаем им, и создаем их (порой из ничего!), не желая замечать настоящих самородков в своей собственной стране. И, видимо, биться нам об эти грабли всю жизнь. Что ж, наверно, такова наша участь. Одиннадцатое (из 25-ти!) – несомненно, высокое! – место Налича и его компании в финале «Евровидения» – настоящее посрамление убогих прогнозов тех глупых писак. Успех наших артистов тем более примечателен, что выстояли они в серьезной конкуренции. Общий уровень исполнителей был достаточно высок. Чего стоят, например, грек Георгос АЛКАЙОС с великолепным номером «Опа» в ритмах сиртаки (в итоге 8-е место) или албанка Юлиана ПАША с сильным и абсолютно хитовым этно-пОповым сонгом «Это все о тебе» (но, увы, всего лишь 16-й результат!), красавец из Боснии и Герцеговины Вукашин БРАЙИЧ с мощным поп-роковым шлягером «Гром и молния» (17-е место) или дородная, голосистая дива из Исландии Эра БЬОРК с роскошной соул-композицией «Я не знаю, что…» (19-я позиция). Запомнилось также выступление Милана СТАНКОВИЧА из Сербии с новым талантливым и жизнеутверждающим опусом Горана Бреговича «Это Балканы» (13-е место; не стоило только артисту так часто и внаглую эксплуатировать на сцене фирменный «евровиденческий» прыжок Димы Билана). Классическую традицию исполнения лирической мужской баллады в гордом одиночестве обаятельно продолжил бельгиец Том ДАЙС – он вдохновенно и нежно спел песню «Я и моя гитара» и занял достойное шестое место; вполне прилично отработали и молдаване – Ольга ТИРА и группа «СОЛНЕЧНЫЙ УДАР», продемонстрировав довольно упругий, жестковатый шлягер в стиле «евродэнс» (22-е место). ИГРЫ В… ПАПУ РИМСКОГО Кстати, довольно некрасиво и политически близоруко поступила Россия, присудив нашим братьям белорусам… всего два балла! Зато почему-то решила поддержать недружественную Грузию (подарив ей 10 баллов), Армению (8 баллов) и Азербайджан (12 баллов). Ах, что нам политика, мы за чистое искусство ратуем, хотим быть святее Папы Римского! Спору нет, представительницы закавказских стран, бывших союзных республик, выступили замечательно. Еще до объявления результатов общего голосования было ясно, что довольно высокие места в финале должны занять обаятельная Ева РИВАС (Армения) с ярким хитом «Абрикосовая косточка» (в итоге 7-е место), знойноголосая САФУРА (Азербайджан) с мощным вокальным опусом «Кап-кап» (5-е) и энергетичная в тысячу вольт София НИЖАРАДЗЕ (Грузия) с бешено-драйвовой композицией «Сияй» (в результате 9-я позиция). Однако это вовсе не означает, что белорусы из «3+2» выступили хуже. Более того, их композиция по своим музыкальным качествам и степени хитовости была, пожалуй, одной из самых выигрышных на нынешнем «Евровидении». И почему мы фактически «прокатили» Белоруссию (в то время как та честно отдала России свои 12 баллов) – одна из загадок конкурса. Не будем заниматься чистоплюйством: всегда братские, с общей историей (или соседние) страны на «Евровидении» помогали друг другу: Греция издавна поддерживает Кипр, Кипр – Грецию, Македония и Хорватия голосуют за Сербию, Сербия – за Боснию и Герцеговину, Португалия – за Испанию, Испания – за Португалию, Молдавия – за Румынию, Румыния – за Молдавию, и т. д. Такая вот круговая порука. Все это пышно процветало и в этом году КАЖДОМУ ФРУКТУ – СВОЙ СЕЗОН Менее понравились турецкая рок-группа «МАНГА» с хоть и броской, любопытной, но довольно претенциозно исполненной композицией «Мы могли бы быть одинаковыми» (почетное 2-е место), украинка АЛЕША с серьезной, сложной, но явно не хитовой песней «Люди добрые» (10-е место), норвежец Дидрик СОЛЛИ-ТАНГЕН, который очень волновался и оттого неточно интонировал (20-е место), афрофранцуз Джесси МАТАДОР, продемонстрировавший какой-то непонятный хип-хоп с танцами (12-е место), киприот Джон ЛИЛИГРИН и его группа «ОСТРОВИТЯНЕ», которым не хватило в песне «Жизнь будет лучше весной» безупречного мелодического и интонационного блеска (в итоге 21-й результат) и томный англичанин ДЖОШ, умудрившийся занять аж ПОСЛЕДНЕЕ место (такого позора родина «Битлз» и «Роллинг Стоунз», кажется, еще не знала!). И НАПОСЛЕДОК… Два слова хотелось бы сказать о некоторых из тех, кто не смог пройти сито полуфиналов. Это, прежде всего, польский певец Марчин МРОЖИНСКИЙ. У него была очень красивая этно-фолковая баллада «Легенда», с дивным многоголосным бэк-вокалом, хорошей постановкой. Очень не хватало в финале и замечательной голландки СИЭНЕКЕ с прелестным хитом «Я влюблена», а также шведки Анна БЕРГЕНДАЛЬ с запоминающимся боевиком «Это моя жизнь». Но… конкурс есть конкурс. Остальные кандидаты на соискание места в финале были менее интересны. Эстонец Малькольм ЛИНКОЛЬН хоть и исполнил сложную композицию, но она была слишком вычурна, витиевата и абсолютно не ложилась на слух, хотя пианист из группы певца довольно харизматично выстукивал на рояле аккорды и тем самым привлекал к себе внимание. Неважно выступила в полуфинале и латвийская певица АЙША – она безумно волновалась и непозволительно много фальшивила в запевах, хотя песня у нее была превосходная – «Зачем?» Думаю, это один из лучших хитов нынешнего «Евровидения», который подарил молодой артистке мэтр латышской легкой музыки, композитор Янис Лусенс, руководитель суперпопулярного в советское время инструментального диско-альянса «Зодиак». Увы, из-за серьезных экономических проблем не участвовали в конкурсе Андорра, Венгрия и Черногория. А Австрия и Монако не прислали своих голосистых представителей по причине доминирования восточно-европейского голосования. Не приехал в Норвегию и артист из Чехии: в этой стране «Евровидение» не имеет устойчивого зрительского интереса, поскольку сегодня молодые чешские исполнители, по общему мнению, недостаточно конкурентоспособны на международном уровне. Что ж, всем неудачникам конкурса хочется пожелать не вешать нос, добрых, ложащихся на душу песен, фортуны и финансовой состоятельности. До встречи в следующем году в Берлине. Сергей СОСЕДОВ Читайте также: Сергей Соседов: «Дискотека 80-х – сенсация, которой…не было» Сергей Соседов: «Песни, словно шапка, не по сеньке» Сергей Соседов: «Бойтесь штатных болтунов!» Сергей Соседов: «Концерт Петра Дранги – халтура за бабки!» Сергей Соседов: Открытое письмо Стасу Пьехе Сергей Соседов о юбилейном концерте группы «МАШИНА ВРЕМЕНИ» Сергей Соседов о новых альбомах Патрисии Каас и Александра Рыбака Сергей Соседов о рождественских альбомах Барбры Стрейзанд и Боба Дилана Сергей Соседов об опере Александра Градского и новом альбоме Уитни Хьюстон Сергей Соседов: «Счастье, что нам есть что вспомнить…» Сергей Соседов о новогодне-рождественской телепрограмме Сергей Соседов о концерте певца Сергея Трофимова Сергей Соседов о концертах «На-На» и Надежды Бабкиной Сергей Соседов о Валентине Толкуновой и Любаше Сергей Соседов о мюзикле «Красавица и чудовище» и новом альбоме Томаса Андерса Сергей Соседов рассказывает о Михаиле Плоткине Сергей Соседов о концерте в День Победы на Первом канале и выступлении «Бриль Family» Сергей Соседов о мюзикле Максима Дунаевского «ЛЮБОВЬ И ШПИОНАЖ»
Что сказать вам, друзья, об итогах очередного, 55-го по счету, международного конкурса песни «ЕВРОВИДЕНИЕ», за которым с замиранием сердца наблюдала всю минувшую неделю вся просвещенная Европа?
А конкурс в общем и целом был интересный: много прекрасных, сильных композиций, много потрясающе талантливых певцов и коллективов. Очень приятно, что наши Петр НАЛИЧ и его друзья (именно так: Peter Nalich & Friends звучало официальное наименование коллектива в списке участников конкурса) выступили более чем достойно и доказали, что им вполне по силам соперничать с, мягко скажем, не самыми последними европейскими исполнителями. Петр весьма эмоционально и в то же время по-мужски спел трогательную романтическую композицию Lost And Forgotten («Потерянный и забытый»), вызвав слезу умиления у телезрителей, искренне переживавших за успех нашей страны в финале. Красивый, сочный голос (и ничего, что первые ноты были взяты от волнения неуверенно, певец моментально взял себя в руки), породистое, одухотворенное лицо, душераздирающие интонации с оттенком мольбы, выразительные глаза. Даже не зная английского языка, было понятно, о чем поет музыкант. Очень естественно была обыграна и открытка с рисованным изображением некой девушки, бросившей в одиночестве лирического героя песни. Минимальный антураж, и все спето, сказано и донесено. И не нужны никакие фейерверки, перья, шелка и кордебалеты. Впрочем, не все это понимают.
Очень обидно за белорусов – группу «3+2». Вернее, не за них самих, а за те страны и тех членов жюри и телезрителей, кто за них демонстративно НЕ голосовал. Ребята очень изящно и тонко преподнесли прелестную воздушную композицию «Бабочки» композитора Максима Фадеева – мягкие юношеские голоса солистов прекрасно оттенялись звучным фоновым бэк-вокалом девушек, которые в финальной части номера превращались в… настоящих бабочек, распустив крылья. Блестящее постановочное решение! Но Белоруссия в политическом ракурсе до сих пор, мягко говоря, не в фаворе у стран Евросоюза, поэтому ей при поддержке нескольких дружественных республик бывшего СССР с суммарными 18-ю баллами было уготовано лишь ПРЕДПОСЛЕДНЕЕ, 24-е место.
Что касается других финалистов, то из них я выделил бы колоритный румынский дуэт Пола СЕЛИНГ и Ови МАРТИН с сильной композицией «Игра с огнем» (в итоге занявшей 3-е место), медоточивого Харела СКААТА (Израиль) с прекрасной голосовой песней «Скала» (жаль, что он в самой коде дал киксу, в итоге – 14-е место), датский дуэт – Томас НЕВЕГРИН и Кристина ШАНИ с практически стопроцентным хитом «В то самое мгновение» (им я отдал бы первое место, но они заняли лишь 4-е) и, конечно, суперпрофессиональную и многоопытную ирландскую певицу Ниам КАВАНУ с великолепной соул-балладой «Это для тебя». Но, увы, если в далеком 1993 году дивная рыжеволосая ирландка уверенно выиграла «Евровидение», то нынче ей досталось лишь малоутешительное 23-е место. Да, вот и еще одна истина: каждому артисту – свое время.
Сергей Соседов о феномене Сезарии Эворы
Сергей Соседов о премьере в Большом, «Новых русских бабках» и Роме Кенге