Андрей Пловченя («OSIMIRA»): «Инна Желанная –опора современной культуры!»
февраля 26th, 2008
•Андрей ПловченяБелорусская фолк-рок группа OSIMIRA уже давно прочно обосновалась среди невеликого числа популярных отечественных коллективов, играющих этническую музыку. Музыканты всегда являются жданными гостями на концертных площадках Москвы, а на многочисленных фестивалях OSIMIRA считается заслуженным хедлайнером. Корреспондент music.km.ru встретился с фронтменом OSIMIRA Андреем Пловченя и прообщался на самые разные темы: начиная с творчества группы и заканчивая фестивалем «Славянский базар».
Да, продвигаю свои проекты, связанные с белоруской традиционной культурой. Это белорусская кухня, этно группы, выставки выцинанки – традиционного искусства на основе древних орнаментов, мастер-классы по народным музыкальным инструментам.
Новые проекты мы также собираемся реализовывать и с Олегом Тихоновым, директором OSIMIRA PRODUCTION.
КМ.ру: Олег Тихонов, насколько я знаю, не только директор группы?
Не только. Он является и продюсером, с легкой руки которого Россия узнала как об OSIMIRA, так и о множестве других интересных команд. С его помощью, на лейбле Sketis Music регулярно выходят пластинки белорусских исполнителей. К тому же, Олег - музыкальный редактор международного фестиваля «Славянский Базар в Витебске».
КМ.ру: Ты сейчас живешь в Санкт-Петербурге. Как это обстоятельство повлияло на работу коллектива? Будет ли продолжение?
Наши встречи стали менее частыми, зато более продуктивными. Многие коллективы в Европе так живут и для них это нормально. Наработка новых идей идет самостоятельно, а реализация – совместно. Продолжение будет – не сомневайся. Возможно, оно будет не таким, каким его ждут поклонники. Я не хочу повторения и клонирования нас самих же.
КМ.ру: То есть появятся новые музыканты?
Возможно. Изначально, OSIMIRA - это проект, а значит, он может трансформироваться в самые разные формы, в зависимости от целей. Если понадобится хор мальчиков – будет хор, если необходим человек, играющий на гитаре – он будет. Многие люди воспринимают группу, как нечто постоянное, идущее строго прямо. Им дорого это призрачное постоянство, они плохо принимают что-то новое. Но когда творческие люди начинают копировать себя – тема исчерпана, нужно начинать другую. Мы именно в таком положении недавно оказались. Однако есть новые идеи, есть средства для их реализации и мы уже полностью в работе.
Плюс ко всему, мы продолжаем совместную работу с электронным проектом Войста Ангираса под названием PRAGNAVIT. Скоро снова садимся в студию, материал уже готов.
КМ.ру: В прошлом году вы выпустили альбом DRUVA. О нем отзываются по-разному, поскольку материал резко отличается от предыдущего диска. Что это: поворот к более корневой музыке, особенный альбом, либо все же отдельный проект?
DRUVA для меня – реализация моих старых задумок. Это как бы срез жизни древнего белоруса-крывича в музыкальной интерпретации. Здесь есть и простые наигрыши, и воинственные мотивы и мечты и песни о любви. Все это частицы самого дорогого – жизни. Возможно, для других народов эта музыка покажется чужой, и ее воспримут просто как экзотику – это нормально. Для меня будет лучшей наградой, если альбом хорошо примут и поймут сами белорусы.
Это мой личный проект, хотя делал я его вместе со своими музыкантами, которым также как и мне принадлежит эта пластинка. Изменения… Конечно это более глубокая, более архаичная музыка в отличие от первого альбома. Мы все ближе подбираемся к корням. Поэтому я решил выделить DRUVA, как другую программу, как проект, который живет собственной жизнью в теле OSIMIRA.
КМ.ру: Как, по-твоему, кому будет интересен альбом DRUVA?
Конечно, тем, кто приходит на концерты потанцевать, независимо от того, кто и что играет на сцене, возможно, будет не очень интересно. Этот альбом скорее понравится ценителям архаики, любителям качественной этно и world музыки.
КМ.ру: Я знаю, что в Москве у вас есть свой фан-клуб. Почему именно в Москве, и как вообще складываются ваши отношения с фанатами и поклонниками?
Город Москва уникален во многих отношениях, хотя объединение наших поклонников в фан-клуб именно в столице вызвало у нас приятное удивление. Фанами мы их назвать не можем, скорее, это друзья. Их присутствие и даже забота чувствуется через сотни километров. Это люди абсолютно разного возраста, с разными увлечениями, с разными взглядами на жизнь.
Однако наша музыка их подвигает на далекие поездки и перелеты вслед за группой, на какие-то безумные подарки нам, а главное, на добрые человеческие отношения, чему мы всегда искренне рады. Со всеми поклонниками у нас есть общий знаменатель, даже если мы говорим на разных языках. Конечно, я думаю, никто не любит навязчивых людей, поэтому часто наше общение с поклонниками дозировано.
КМ.ру: Когда я увидел ваших скрипачек, Катю и Ларису, мне как-то сразу очень захотелось поехать в Беларусь, а поскольку я у вас еще ни разу не был, захотелось вдвойне. Позволь через тебя сделать им комплимент: девушки, вы прелестны!
Да, наши девушки – это наше достояние, они действительно прекрасны. В них влюбляются все: фотографы стирают объективы, а художники пишут портреты. Часто даже приходится слышать в толпе: «А тебе какая больше нравится, черненькая или беленькая?» Почему-то сразу вспоминается АВВА. Но лично я предпочитаю видеть на сцене обеих.
КМ.ру: Знаешь, я заметил, что на вас никогда не скучно смотреть. Думаю, даже если человека не впечатлит музыка или не собьет с ног ваша бешеная энергетика, ему будет просто интересно вас рассматривать, наблюдать за вами. Вы все разные, харизматичные, да еще и в этих шкурах…
Да, мы все разные. В этом есть фишка. Знаешь, сам бы хотел посмотреть концерт хотя бы раз со стороны, а не в записи.
КМ.ру: Кстати, по какому принципу ты подбираешь музыкантов в группу?
Я скорее предлагаю группе человека, горящего идеей создавать, творить, работать, а группа примеряет его на себя: подойдет - не подойдет. Коллектив, как живое существо, думает, живет, спит, бодрствует, болеет. Чтобы войти в коллектив нужно, чтобы твое сердце стучало в том же ритме, что и у него.
КМ.ру: У нас, в России OSIMIRA всегда принимают с восторгом, однако, наверняка, есть люди, которым не нравятся ваши песни-танцы. Какие, по-твоему, слабые места ваших выступлений и как вы относитесь к тем, кто от вас не в восторге?
Слабые места у нас, конечно, есть, и мы работаем над ними. Мы записываем концерты на видео и просматриваем после. Не всегда, правда, мы делаем работу над ошибками, однако направление правильного движения точно знаем. Главное, что нас уже давно не заботит размер сцены и количество звука.
Мы знаем, что на любой площадке, с любым звуком, мы выступим профессионально и качественно, и нам не будет стыдно за то, что сделали на сцене. По поводу не любителей нашей музыки я всегда спокоен. У этих людей всегда есть возможность не приходить на наши концерты и не слушать наши записи. Я бы насторожился, если бы всем нравилось то, что мы делаем.
КМ.ру: Вы уже не первый год выступаете в нашей стране. Как ты оцениваешь ситуацию с этно и фолк музыкой в России? Кого бы ты выделил на этой сцене?
На мой взгляд, положение весьма критическое, даже больше. Как и в Беларуси, в России, в советские времена геноцид был направлен не только на людей, но и на их культуру. Плюс ко всему, языческая по своей природе, народная культура, испытывала еще и прессинг атеистической пропаганды. То, что выдают сегодня за фольклор, в большинстве случаев является сплошным лубком либо колхозным веселием.
Не менее печальную картину создают группы, выдающую кельтообразную музыку, с самостоятельно написанными ролевыми текстами, за фолк или фолк-рок. А некоторые просто даже уверены, что если в музыке появилась партия блок-флейты, либо другого этнического инструмента, то это непременно фолк! Фолк – это исполнение традиционных песен и мелодий, на традиционных инструментах носителями традиции. Все остальное – этно! Отличный пример фолка – тувинские исполнители песен и эпоса, известные и популярные во всем мире.
К счастью, в России есть группы и персоналии, возрождающие национальные музыкальные традиции. «Ва-Та-Га» и «ЯРГА» из Карелии, московский проект «VOLGA», «MoonFarAway» из Архангельска, Сергей Старостин, Инна Желанная – вот действительно опора современной традиционной культуры. Этим людям рукоплескают везде, они собирают залы и награды фестивалей. Вам гордиться ими нужно, да на руках носить!
КМ.ру: В Беларусии наблюдается традиционно высокий уровень этно-музыкантов, да и количество их растет с каждым годом. С чем это связано?
Да, я с легкостью назову два десятка серьезных групп, которые год от года все больше крепнут и развиваются. Все они разные и по-своему интересные, и что меня больше всего радует – они работают с белорусским материалом. Появилось много мастеров народных музыкальных инструментов, их учителя – почтенные мастера, имена которых знают многие.
Во-первых, такое движение связано с тем, что Великое Княжество Литовское, большей частью которого была территория современной Беларуси, стало последним языческим государством в Европе и христианство к нам попало достаточно поздно (к сведению, последнее капище в Минске было разрушено в 1942 году, и то, не фашистами, а веронетерпимыми христианами). К счастью, не все успели разрушить религиозные фанатики, народная культура уцелела, замаскировав частично свои песни и обряды под простыми образами и другими именами.
Во-вторых, наша земля очень сильная, она многое помнит, о многом может рассказать. Ее вибрации передаются нам, так или иначе. Можно назвать это генетической памятью или как-то по-другому, суть от этого не изменится. Мы, пропуская через себя эти вибрации, создаем и воссоздаем музыку. Фольклорные экспедиции и их записи служат нам материалом, создающим основу.
Ну а в-третьих, мне кажется, что осознавая себя белорусом, крывичом, просто хочется петь и играть музыку своей Родины.
КМ.ру: В этом году OSIMIRA номинирована на «Рок-Корону» в номинации «Традиция и Современность». Насколько я понял из белорусских сайтов, это высшая музыкальная награда вашей страны. Как вы относитесь к этой награде и что вам она даст?
Даст (смеется – прим.ред.)… Респект и уважуху! О да, вы же корону получили! (смеется)
Для начала, корону нужно получить. Правда, мы никогда не думали об этой награде, тем более что в нашей копилке наград хватает. Конечно, если мы ее получим, нам будет приятно, ведь это признание на Родине, а оно дается всегда сложнее, чем за границей.
КМ.ру: Вы являетесь частыми гостями на различных европейских фестивалях, а несколько лет назад стали любимцами в России. А насколько часто вы играете у себя дома?
Дома играем немного, я бы даже сказал, мало. В родном Могилеве традиционно делаем один концерт в год, на нем всегда аншлаг. Поигрываем иногда в других городах, нам очень нравится бывать в небольшом городке Барановичи. Там просто обалденный клуб с фантастической атмосферой, и люди, душевные и открытые. Конечно же, каждый год выступаем на «Славянском Базаре» в Витебске.
КМ.ру: Вот, кстати, насчет «Славянского Базара» очень давно хотел спросить вот что. То, что нам показывают по телевизору, эти несколько концертов поп-звезд на огромной арене и снующие папарацци, никак не вяжутся в моем понимании с этно звездами OSIMIRA. Как вы туда попали и что вы там каждый год делаете?
Да, к сожалению, то, что показывает телевидение – это всего лишь может двадцатая часть того, что происходит там на самом деле. Две недели концертов, выставок, карнавалов, гуляний, ярмарок, да и просто веселия. Это колоссальный праздник, где есть и поп, и рок, и джаз, и этно. Амфитеатр в Витебске – крупнейшее в Европе сооружение подобного класса, больше только стадионы и арены. Туда нужно просто приехать и побыть там хотя бы дня два.
Каждый год мы приезжаем в Витебск не только, чтобы принять участие в официальных концертах, но, прежде всего, поиграть на лужайке, возле ратуши. Мы просто встаем и играем по 6-8 часов для людей. Ежедневно собирается около двух тысяч человек, гостей, менеджеров и просто горожан, которые нас каждый раз ждут, как в первый раз. Что касается официальной программы, то она также бывает интересной. К примеру, в прошлом году мы выступали в концерте вместе с Патрисией Каас и австралийскими аборигенами.
КМ.ру: Да, не думал, что все так грандиозно. То есть, в этом году вас также можно будет там лицезреть?
Безусловно! Мы уже готовим зрителям несколько сюрпризов.
В этом году мы собираемся посетить Урал, у нас уже есть запланированные концерты. Конечно, не забудем старых друзей: Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Рязань, Псков, Владимир. Новой станет и форма наших концертов, да и материал есть новый.
КМ.ру: На концертах вы часто угощаете зрителей белорусским салом с хлебом и традиционным алкоголем, название которого я до сих пор не могу выучить. Что это, элемент шоу или белорусское гостеприимство?
Это все вместе (смеется - прим. ред,). Мы привозим только небольшие фрагменты нашего культурного сокровища, ведь оно огромно. Традиционные пояса, кухня, песни, музыка – только частица того, чем мы всегда щедро делимся со зрителями. А алкоголь называется крамбамбуля, с ним поосторожнее!
Беседовал Антон Белицкий
www.km.ru